Анализ себестоимости услуг транспорта нефти, проводится на исследовании непосредственно затрат по их элементам. Поскольку тарифы на услуги АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” рассчитываются исходя из затратного принципа, можно с уверенностью утверждать, что основной фактор, влияющий на уровень тарифа есть затраты, осуществляемые предприятием (включаемые и не включаемые в себестоимость). В таблице 2.1 можно увидеть динамику затрат по элементам затрат на выполнение и обеспечение выполнения АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” грузооборота. Кроме того по таблице 2.1 можно проследить изменения в структуре затрат, представленные через удельные веса элементов затрат во всех затратах, осуществленных АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” в последние годы.
Для отслеживания динамики роста затрат по элементам затрат рекомендуется воспользоваться таблицей 2.1, где темпы роста стоимости затрат.
Темпы роста (k) - это отношение уровней ряда одного периода к другому. В ряду динамики темпы могут быть исчислены как базисные (kб), когда все уровни ряда относятся к уровню одного периода, принятого за базу
kб = yi / yo |
(2.1) |
или как цепные(kц), когда уровень каждого периода относится к уровню предыдущего периода
kц = yi / yi-1 |
(2.2) |
Базисные темпы характеризуют непрерывную линию развития. По ним для любого года можно ответить на вопрос, как вырос показатель по сравнению с годом, принятым за базу. Цепные темпы показывают интенсивность развития показателя в каждом отдельном периоде.
Как можно увидеть из таблицы за год больше всего выросли размеры амортизационных отчислений (в 4,183
раза), что связано с переоценкой основных фондов предприятия и налоги и сборы в составе себестоимости (в 3,593
раза), что связано с изменением нормативной базы. Также значительно выросли затраты на услуги связи (в 4,073
раза). Это объясняется с одной стороны ростом тарифов на услуги связи и монопольным положением предприятий связи, а с другой - расширением сети информационного обеспечения АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” и, соответственно ростом объема предоставляемых АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” услуг. Несмотря значительный рост тарифов на электроэнергию и большой удельный вес затрат на электроэнергию во всех затратах рост по данному элементу был незначителен и составил 2,769
раза. Это произошло потому, что в последние годы можно было наблюдать снижение грузооборота, а в трубопроводном транспорте электроэнергия относится к условно-переменным затратам. При снижении грузооборота сократился объем потребляемой энергии, что снизило рост затрат по данному элементу.
Таблица 2.1
АНАЛИЗ затрат на транспортировку нефти, работы, услуги вспомогательных хозяйств по элементам затрат по АО”СИБНЕФТЕПРОВОД”
Факт элементов |
Уд. вес элементов |
Темп | |||
1994 |
1995 |
1994 |
1995 |
роста | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Материалы |
5985,820 |
18496,000 |
0,817% |
1,105% |
3,090 |
Энергия покупная |
97350,292 |
269568,200 |
13,294% |
16,110% |
2,769 |
Оплата труда |
67934,138 |
200078,680 |
9,277% |
11,957% |
2,945 |
Отчисления на соцнуж-ды |
26303,668 |
77464,302 |
3,592% |
4,629% |
2,945 |
Амортизация |
99290,092 |
415299,458 |
13,559% |
24,820% |
4,183 |
Прочие, в т.ч. |
226952,195 |
552380,400 |
30,991% |
33,012% |
2,434 |
1. услуги связи |
25569,352 |
104155,160 |
3,492% |
6,225% |
4,073 |
2. авиатранспорт |
9124,593 |
26215,880 |
1,246% |
1,567% |
2,873 |
3. пуско-наладочные работы |
9478,995 |
33440,000 |
1,294% |
1,998% |
3,528 |
4. налоги и сборы в составе Сб |
23612,241 |
84841,560 |
3,224% |
5,070% |
3,593 |
5. ремонтный фонд |
88559,533 |
294469,440 |
12,093% |
17,598% |
3,325 |
6. другие прочие |
70607,481 |
9258,360 |
9,642% |
0,553% |
0,131 |
Всего затрат |
523816,205 |
1533287,040 |
71,529% |
91,634% |
2,927 |
Отчисления в фонды |
208492,045 |
139991,160 |
28,471% |
8,366% |
0,671 |
ВСЕГО |
732308,250 |
1673278,200 |
100,000% |
100,000% |
2,285 |