Стратегические вопросы формирования общественного движения пока находятся в стадии созревания, существующие общественные институты пока не стали партнерами в деле стратегического управления. Инициатива продолжает исходить от органов государственной власти. Последняя остается центром принятия решений, а все остальные выстраивают свои отношения с ней, становясь по отношению друг к другу не партнерами, а конкурентами – кто ближе к власти, тот и обладает большими правами и льготами. Это в полной мере относится и к управлению в сфере услуг, которое также нуждается в модернизации и использовании современных приемов и методов регулирования, при реализации которых необходимо наиболее полно использовать зарубежный опыт.
Анализ взаимоотношений бизнеса и власти в развитых странах свидетельствует, что роль посредника в этом делегирована национальным торгово-промышленным палатам или объединениям отраслевых союзов. Например, в Германии связующим звеном между бизнесом и властью выступают Федеральный союз германской промышленности (BDI) и Объединение немецких промышленно-торговых палат (DIHK). В BDI входят не отдельные руководители крупных промышленных предприятий, а отраслевые союзы и ассоциации. В его состав входят все национальные отраслевые союзы Германии. Представители BDI являются постоянными членами различных консультативных органов в федеральных министерствах экономики, финансов, обороны и других. Совместно с представителями властных структур они имеют возможность высказать свою позицию, которая обязательно учитывается при формировании экономической политики правительства. Президент BDI регулярно встречается с Федеральным канцлером Германии, где излагает свое видение тех или иных экономических проблем. BDI, представляя ассоциации германских промышленников, осуществляет лоббистскую деятельность в интересах своих членов при принятии всех важных экономических решений. Представители DIHK также представлены в Германии на всех уровнях формирования мнений по вопросам экономической и правовой политики. Экономическая модель Германии является наиболее подходящей для России, поэтому изучение опыта консолидации немецкой промышленности весьма полезно.
Несмотря на краткость исторического периода в формировании некоммерческих организаций, в России также есть положительный опыт объединения отраслевых союзов и демократической защиты интересов отдельных секторов рынка. Выше уже были освещены отдельные проявления становления отечественных институтов объединения предпринимателей и согласования их интересов. В настоящее время созданы и активно функционируют такие организации, как:
– Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) РСПП (http://www.rspp.com.ru);
– Российский союз товаропроизводителей (http://rusprodunion.ru);
– Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА» (http://www.opora.ru);
– Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» (http://www.deloros.ru);
– отраслевые объединения предпринимателей, которые существуют практически в каждой производственной сфере (например, в сельском хозяйстве это – Российский зерновой союз, Мясной союз России, Молочный союз России, Масложировой союз России, Российский союз производителей и продавцов алкогольной продукции, Ассоциация производителей табачной продукции, Российский союз производителей соков, Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, Ассоциация предприятий кондитерской промышленности, Союз сахаропроизводителей России и другие ассоциативные объединения).