Активная конкуренция всегда сопровождала и подстегивала рыночную экономику. Борясь с конкурентами за потребителя, фирмы не только повышали качество продукции, но и старались монополизировать какую-то нишу и безраздельно властвовать в ней, диктуя повышенные цены на монопольный товар. Препятствуя этому, государство вводило в действие антимонопольные законы, прекращая на определенном этапе укрупнение компаний. По такому пути прошло большинство развитых капиталистических стран.
Основная задача антимонопольного законодательства заключалась в том, чтобы не дать фирме-монополисту получить власть над рынком, то есть возможность устанавливать цены на товар выше, чем в условиях конкуренции.
В 70-е и 80-е годы прошлого века в развитых странах в ходу были два принципа конкурентной политики государства. Во-первых, важен был не размер фирмы, а реальная возможность монополизировать какой-то вид продукции на рынке. Во-вторых, считалось, что если даже фирма сумеет приобрести власть над рынком и поднять цены, то эта монополия не сможет продлиться долго, так как высокие доходы привлекут конкурентов и условия рынка разрушат большинство монополий быстрее и эффективнее, чем правительственные меры.
Эта теория соревновательности важна и сегодня, но оценивать ее нужно совершенно с иных позиций. Ранее считалось, что монополии нежелательны, так как могут ограничивать выпуск продукции и повышать цены в погоне за сверхприбылью за счет потребителей. Однако жизнь показала, что увеличивать цены — не всегда в интересах монополий, так как это может привлечь другие фирмы, побудив их выйти на тот же рынок. Если сделать это легко и для этого не требуется больших затрат (то есть рынок является конкурентным), то разумный и предусмотрительный монополист постарается опередить конкуренцию, устанавливая такие цены, как если бы он действовал на конкурентном рынке.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что более продуктивна тактика не безоглядной конкуренции и конфронтации, а укрупнения фирмы путем слияния с другими фирмами или присоединения их на взаимно приемлемых условиях, учитывая, что с ростом объема производства, работ или услуг падает себестоимость единицы продукции. В первом случае возникает новая фирма, например, акционерное общество, путем передачи ему всех прав и обязанностей сливающихся компаний с одновременным прекращением их деятельности в качестве юридических лиц. Во втором случае прекращается деятельность в качестве юридического лица одной или нескольких фирм с передачей всех их прав и обязанностей компании, к которой они присоединяются. Порядок действий учредителей, акционеров и должностных лиц преобразуемых компаний четко определен действующим законодательством Российской Федерации.