Итак, управление возникло там, где люди захотели действовать сообща. Исторически оно зародилось в процессе формирования человека как социального существа. Чтобы противостоять силам природы, первобытные люди вынуждены были объединяться в группы, что делало неизбежной согласованность поведения для достижения поставленных целей. Первой из форм организации совместного труда была родовая община. Именно через нее человечество вышло из дикого состояния и достигло цивилизации. В родовой общине регулирование началось с упорядочения семейно-брачных отношений с целью недопущения кровнородственных связей, подрывавших биологию последующих поколений. При этом управление трудовой деятельностью и семейно-брачными отношениями не разделялось, а осуществлялось общими институтами управления. Род выступал единой производственной и социальной организацией.
Затем появляется частная собственность, возникают классы. Оформляется противоречие между общественным производством и частной формой присвоения, что потребовало иного типа социального управления. Интересы большинства подчинялись интересам меньшинства. Обеспечить подобное подчинение управление, опирающееся на нормы нравственности, было уже не способно. Требовался непререкаемый авторитет, сила, способная воздействовать на поведение всех элементов социальной структуры, В общественную жизнь вошла власть как социальное явление.
По определению отечественного философа и социолога С.С. Авдреева, исторически сложились три формы власти:
власть Собственности, власть Закона, власть Идеи. Реализующее их социальное управление представляют собой единое целое, в котором каждая из составляющих взаимно дополняет другие. Поскольку власть Собственности предопределяла власть Закона, да и власть Идеи, а также реализующее их управление, различным типам собственности соответствовал объективно необходимый тип социального управления. Рабовладельческий способ производства нуждался в таком хозяйственном управлении, которое осуществляло бы ничем не ограниченную власть собственности по отношению к рабу как говорящему орудию труда. Потому организационно-техническая сторона управления превращалась больше в техническую и не несла ничего социального, т. е. не являлась управлением людьми. Ее осуществление не требовало высокой квалификации и особого аппарата. Не нуждалась в нем и социально-экономическая сторона, проявляясь совершенно неприкрыто как средство эксплуатации.
Недаром институт власти часто отождествляют с самим управлением, хотя, строго говоря, власть есть лишь предпосылка управления. К власти допускались те члены общества, кто был лучшим производителем, добытчиком, защитником или умело организовывал исполнение этих функций. Конкуренция способствовала развитию общества. Стремление к власти приводило к расширенному воспроизводству, т.е. не только к росту численности членов общества, но и совершенствованию технологий и структуры взаимоотношений, иначе организации. На более высоком уровне происходили формирование, конкуренция и смена разнообразных жизненных укладов, имеющих разные технологии и организационное устроение. Однако суть системы управления в обществе не менялась. Вместе с осознанием полезности управления наступило время его практического использования. Свидетелями тому стали египетские пирамиды, дворцы фараонов, висячие сады Семирамиды и другие чудеса света. С помощью управления одерживались военные победы, велось дворцовое и городское хозяйство.
Человек непредсказуем и склонен к тайне. Он прячет свои вещи за заборами и замками, тело – под одеждой, а мыс ли за словесными уловками. Недаром А.П.Чехов говорил, что каждое личное существование держится на тайне. Между тем, чтобы управлять людьми, необходимо быть уверенным в предсказуемости их поступков. Любая деятельность – это управляемая реальность. Наряду с основным процессом собственно деятельности в ней всегда присутствует параллельный – информационный по отношению к нему – процесс, в котором существуют цели, ценности, планы, карты ситуации, перечень ресурсов – все то, благодаря чему субъект проектирует и организует свою деятельность. Управление связывает информационные слои деятельности всех участников совместного труда в единую систему. Системообразующим ядром этой системы является цель (образ результата, на достижение которого направлен совместный труд) или функция (нормативная модель деятельности). Достижение цели или выполнение функции обеспечивается путем влияния на исполнителей. Сама возможность такого влияния определяется как власть в отношении рассматриваемой деятельности.
Накопленный человечеством опыт убеждает, что объективная необходимость управления всякий раз воспроизводится на более высоком уровне обобществления собственности и власти. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека – от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и современной электроники с искусственным интеллектом.