Менеджмент – молодая и интересная дисциплина, со всем недавно пришедшая в нашу страну с Запада, почти одновременно с переходом к рыночной экономике. В начале и середине 90-х годов этот термин привился и стал настолько популярен, что «менеджерами» и «менеджментом» стали называть чуть ли не все и всех, кто имеет хотя бы косвенную связь с предпринимательским делом.
Менеджеры – это управленцы, действующие в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т.п. Главная обязанность менеджера состоит в создании среды и условий, в которых его подчиненные смогут выполнять свою работу настолько эффективно, насколько позволяют их способности. А сам менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь, и мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.
Многие ученые рассматривают менеджмент через призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента. Действительно, принятие решений – важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит и воздействие принимающих решения на тех, кто их реализует.
В любом случае менеджмент не может обходиться без применения научных методов. Они помогают при формировании и развитии познавательной базы, имеют большое значение в управлении производством, эффективны при планировании и контроле, играют важную роль в ходе принятия решений, поддающихся алгоритмизации.