Существенную помощь в определении и анализе затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и других видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования, нормативно-справочные материалы. Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и на усовершенствование продукции.
Если предприятие переходит к производству новой продукции, имевшей ранее аналог по потребительскому назначению и свойствам, то затраты на качество (Зк
) можно определить разностью между затратами на старую (Зст
) и новую (Зн
) продукцию:
Зк = Зст – Зн ,
(3)
Если предприятие усовершенствует качественные параметры производимого ранее изделия, то затраты на качество можно определить прямым счетом по соответствующим нормам и направлениям.
Степень взаимосвязи между какими-либо характеристиками качества, имеющими количественное выражение, и затратами на него или ценой изделия в целом как формой его стоимости, в которой основной удельный вес занимают затраты, позволяет определить коэффициент корреляции. Его можно исчислить по формуле:
где
где n– число пар данных; S
(
xy
)
называется ковариацией; x
и y
– два исследуемых показателями.
Коэффициент корреляции может принимать значения от –1 до +1. При r
, близком к │1│, можно говорить о высокой степени тесноты связи между исследуемыми переменными и напротив: при r
, близком к 0, корреляция между ними выражена слабо. Если r
= │1│, все точки на диаграмме рассеивания будут лежать на одной прямой. Если же r= 0, корреляционная связь между факторным и результативным показателями отсутствует. Знак «+» или «–» говорит о направлении связи – прямом или обратном. По формулам (4) – (7) и данным табл. 1 можно найти коэффициент корреляции. Дополнительные необходимые расчеты приведены в табл. 5. Тогда, подставив полученные значения, будем иметь:
Отсюда
Значение r
, равное +0,758, свидетельствует о наличии высокой положительной корреляции между упаковкой товара, являющейся одним из показателей его качества, и ценой на него, в которой воплощены затраты на товар, что подтверждает предварительный вывод, сделанный по диаграмме рассеивания.
Таблица 5
Показатели для расчета коэффициента корреляции
X |
X2 |
Y |
Y2 |
XY |
1 |
1 |
4 |
16 |
4 |
2 |
4 |
4 |
16 |
8 |
2 |
4 |
4,5 |
20,25 |
9 |
3 |
9 |
4,5 |
20,25 |
13,5 |
4 |
16 |
6 |
36 |
24 |
5 |
25 |
8 |
64 |
40 |
3 |
9 |
5,5 |
30,25 |
16,5 |
4 |
16 |
5,5 |
30,25 |
22 |
5 |
25 |
5,5 |
30,25 |
27,5 |
2 |
4 |
5 |
25 |
10 |
3 |
9 |
5 |
25 |
15 |
3 |
9 |
5 |
25 |
15 |
5 |
25 |
7 |
49 |
35 |
6 |
36 |
7 |
49 |
42 |
6 |
36 |
7,5 |
56,25 |
45 |
3 |
9 |
4 |
16 |
12 |
1 |
1 |
4,5 |
20,25 |
4,5 |
5 |
25 |
6 |
36 |
30 |
5 |
25 |
6 |
36 |
30 |
5 |
25 |
7,5 |
56,25 |
37,5 |
3 |
9 |
5,5 |
30,25 |
16,5 |
4 |
16 |
5,5 |
30,25 |
22 |
5 |
25 |
5,5 |
30,25 |
27,5 |
4 |
16 |
4,5 |
20,25 |
18 |
3 |
9 |
6,5 |
42,25 |
19,5 |
4 |
16 |
6,5 |
42,25 |
26 |
5 |
25 |
6,5 |
42,25 |
32,5 |
6 |
36 |
8 |
64 |
48 |
4 |
16 |
5 |
25 |
20 |
5 |
25 |
5 |
25 |
25 |
∑116 |
∑506 |
∑170,5 |
∑1008,75 |
∑695,5 |