Прежде чем приступить к созданию бизнес – плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.
Первый шаг в подготовке бизнес – плана предполагает определение источников нужной информации.
Ими могут стать:
- учебники по бизнес планированию
- правительственные учреждения
- фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации
- курсы по составлению бизнес-планов
- аудиторские фирмы
- знакомые, коллектив, друзья
Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если создан по настоящему качественный план.
Когда внутренние и внешние цели бизнес планирования выяснены, можно приступать к третьему шагу – точному определению своих целевых читателей – будут ли это только внутренние участники организации или также внешние лица, которые организация хотела бы видеть своими инвесторами – будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к четвёртому шагу – установлению общей структуры создаваемого документа.
Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:
- титульный лист
- резюме
- историю своего бизнеса
- описание продуктов (услуг)
- описание дел в отрасли, товарные рынки
- конкурентов, оценку и выбор конкурентной стратегии
- производственный план
- план маркетинга
- финансовый план и оценка риска
- план исследований и разработок
- приложения
Пятый шаг, предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.
Следующий – шестой шаг в бизнес планировании – непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудный этап.
Этот шаг завершает процесс бизнес планирования./2.134/