Рациональная тарифная политика является наиболее важной и сложной проблемой для стран с развитой экономикой. А тем более для стран, находящихся в условиях рыночной реформы. От её решения зависит стабильного финансового состояния любого из предприятий связи, уровень его дохода и прибыли, а так же возможность инвестирования за счёт собственных средств. Правильная тарифная политика важна и для экономики в целом, поскольку рациональная структура и уровень цен на услуги связи вносят большой вклад в её стабилизацию, расширяют налогооблагаемую базу, а, следовательно, приносят государству дополнительные доходы.
Наконец, сами потребители, заинтересованы оплачивать только полученные услуги и не субсидировать других пользователей или другие услуги, как это бывает в практике ценообразования в сфере телекоммуникаций.
Таким образом, тарифы, влияющие на спрос и объём доходов, которые являются основным источником денежных средств для обеспечения функционирования и развития фирм-операторов и отрасли в целом – важнейший элемент отношений в системе «оператор связи – потребитель».
До сих пор тарифы на базовые и новые услуги связи разрабатываются на основе денежного выражения необходимых затрат, связанных с предоставлением услуг, по формуле «себестоимость +». В плюсе кроме рентабельности могут учитываться инфляция и улучшение качества услуги.
Расчёт цены по принципу « затраты +» является первым этапом её становления. В зависимости от типа услуги её цена может отличаться от рассчитанной с учётом политических социальных и экономических факторов. В итоге появляется система взаимного субсидирования отдельных услуг и групп пользователей. Такая система требуется на определённом этапе развития отрасли, когда уровень этого развития не отвечает общественно-экономическим потребностям, экономические интересы операторов не совпадают с интересами общества, а роль государства в регулировании тарифов велика.
В соответствии с федеральным законом РФ «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях предусмотренных законодательством РФ, по отдельным видам услуг связи тарифы могут регулироваться государством.
Перечень услуг связи, государственное регулирование цен на которые осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства перечислены в Постановлении Правительства от 28 декабря 1998 года №1559.
В настоящее время расчёт себестоимости услуг связи осуществляется на основании рекомендаций по распределению затрат и определению себестоимости основных услуг общедоступной электрической связи утверждённой Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи в апреле и мае 1997 года.
Распространение услуг осуществляется на прямую без посредников, т.е. прямо потребителю. Иногда осуществляется такое стимулирование продаж, например, на новый год на три дня были сделаны скидки, также имеется послепродажное обслуживание абонентского номера, т.е. от АТС до телефонного аппарата, бесплатно; существуют абонентские ящики для предложений, жалоб, благодарности. Существует и реклама, выпускают буклеты, участвуют в технических выставках и ярмарках.
В соответствии с установленными ценами на монтаж и ввод в эксплуатацию цифровых станций капитальные вложения на один номер оборудования составляет 220$ (USD). Капитальные затраты на стационарное оборудование ёмкостью 10 000 абонентских номеров и 10 таксофонных составили: