Мое меню

Выбор стратегии

Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства фирмы, и те, которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.

В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.[3]

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз (см. таблицу 6).

Для компании ЗАО «Мебель-Дизайн» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.

После позиционирования угроз было выявлено, что:

- к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей;

- к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение таможенных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.

Таблица 6. Матрица SWOT-анализа.

Возможности:

Угрозы:

1. Улучшение уровня жизни насе­ления

2. Изменение рекламных техноло­гий

3. Развитие информационной от­расли

4. Появление новых поставщиков

5. Изменения моды

6. Снижение цен на сырье и гото­вую продукцию

7. Снижение налогов и пошлин

8. Совершенствование менедж­мента

9. Снижение безработицы

10. Разорение и уход фирм-продав­цов

11. Уменьшение императивных норм законодательства

12. Совершенствование технологии производства

13. Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпри­ни­мателей

14. Неудачное поведение конкурен­тов

1. Изменение покупательских предпоч­те­ний

2. Появление товаров-субститу­тов

3. Изменение правил ввоза продукции

4. Сбои в поставках продукции

5. Появление принципиально нового товара

6. Снижение уровня жизни населения

7. Рост темпов инфляции

8. Ужесточение законодатель­ства

9. Изменение уровня цен

10. Скачки курсов валют

11. Появление новых концернов

12. Увеличение конкурентных преиму­ществ со стороны конку­рентов

13. Рост налогов и пошлин

14. Усиление конкуренции

15. Рост безработицы

16. Ухудшение политической обста­новки

17. Национализация бизнеса

18. Появление новых фирм на рынке

Сильные стороны:

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

1. Достоверный мониторинг рынка

2. Отлаженная сбытовая сеть

3. Широкий ассортимент продукции

4. Высокий контроль качества

5. Высокая рентабельность

6. Рост оборотных средств

7. Высокая квалификация персонала

8. Хорошая мотивация персонала

9. Достаточная известность

- выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутст­вующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств;

- достаточная известность будет спо­собствовать выходу на новые рынки;

- квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение кон­курентов и развитие рекламных тех­нологий да­дут воз­можность успеть за ростом рынка;

- четкая стратегия позволит использо­вать все возможности.

- усиление конкуренции, политика госу­дарства, инфляция и рост налогов, из­менение вкусов потребителей по­влияют на проведение стратегии;

- появление конкурентов вызовет допол­нительные расходы финансовых ресурсов;

- известность защитит от товаров-суб­ститутов и добавит преиму­ществ в конкуренции;

- достоверный мониторинг уловит изме­нения вкусов потребителей.

Слабые стороны:

«Слабость и возможность»

«Слабость и угрозы»

1. Сбои в снабжении

2. Недостатки в рекламной политике

3. Средний уровень цен

4. Низкий уровень сервиса (дополни­тельные услуги)

5. Не полная загруженность произ­водственных мощностей

6. Неучастие персонала в принятии управленческих решений

7. Недостаточный контроль исполне­ния приказов и распоряжений

- плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопут­ствующих продуктов и услуг;

- неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу;

- снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы.

- появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;

- неблагоприятная политика государ­ства может привести к выходу из от­расли;

- непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при измене­нии их вкусов;

- неполная загруженность производст­венных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компа­нии.

Перейти на страницу: 1 2