– специальные рекламные агентства, информационные агентства и средства массовой информации;
– торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов;
– таможенная система;
– профессиональные союзы работающих по найму;
– коммерческо-выставочные комплексы;
– коммерческие центры;
– логистические сервисные центры;
– система высшего и среднего экономического образования;
– консультационные (консалтинговые) компании;
– аудиторские компании;
– общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности.
Данный перечень инфраструктурных элементов обеспечивает функционирование рынков, совокупность которых обобщена в виде таблицы 1.
Таблица 1. Направленность отдельных институтов рыночной инфраструктуры
Составные элементы инфраструктуры |
Вид рынка |
Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, выставки, посреднические структуры |
Рынок товаров и услуг (рынок средств производства и предметов потребления) |
Информационные центры, рекламные агентства, аудиторские и юридические фирмы |
Рынок информации |
Банки, фондовые биржи, страховые компании, различные фонды |
Рынок денежных средств, инвестиций |
Рекрутинговые структуры – биржи труда |
Рынок труда |
На основе рассмотренного состава инфраструктурного комплекса товарного рынка и хозяйственных институтов выделяются следующие структурные элементы каждого из них:
1. Торгово-посреднический комплекс, включающий в себя оптовое и розничное звено торговли: товарные склады и складские комплексы; мелкооптовые базы и магазины-склады; торговые сети; товарные биржи; торговые дома; оптовые ярмарки, аукционы и выставки-продажи товаров; фирмы, занимающиеся посредничеством во внешней торговле.
2. Сервисный комплекс: сервисные центры в разрезе отраслевой направленности (авто, аграрной и пр.); предприятия по оказанию производственных услуг; предприятия по производству и ремонту тары; лизинговые фирмы; пункты аренды недвижимости; транспортно-экспедиционные фирмы; структуры по сбору и переработке вторичных ресурсов и отходов производства.
3. Рекламно-информационный и аналитический комплекс: региональные информационные центры; маркетинговые исследовательские центры; аудиторские центры и фирмы; рекламные фирмы.
С позиции функциональной направленности представленный состав может быть рассмотрен в виде подсистем инфраструктуры товарных рынков:
– подсистема торговых посредников и складского хозяйства. В этой части предполагается осуществление целого комплекса мероприятий по организации и координации посреднической деятельности и обеспечение взаимодействия предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товаров посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и пр.;
– подсистема информационного обеспечения – предприятия и организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая ТНП и продукцию ПТН;
– подсистема тароупаковочной индустрии – нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции. Комплекс мероприятий данной подсистемы предполагает повышение качества сырья для упаковочных мероприятий, применение современных технологий, утилизации вторичного использования тары и упаковки, повышение роли и качества маркировки продукции, ее систематизация;
– подсистема транспортного обеспечения, в части обеспечения требований по функционированию инфраструктуры, в том числе и доставки продукции потребителям;
– финансово-кредитная подсистема;