Для того, чтобы ваш рекламный креатив хорошо продавал, надо его перед запуском в тираж каждый раз тестировать. Тестировать на раздражаемость, на "противность" и на "навязчивость", отслеживать не вызывает ли он отрицательных эмоций и ассоциаций. К сожалению, такое тестирование делается сразу на людях. :-(
Без тестирования можно обходиться в редких случаях: только если вы разрабатываете рекламную концепцию и креатив на основе серьезных и грамотно сделанных исследований по психологическому сегментированию ваших целевых аудиторий. Причем, по нашему опыту: данные пси-сегментирования не переносятся с одного товара на другой даже в рамках родственных групп товаров. То есть в этом направлении исследований потребителей нет такого понятия как "вторичные данные".
Однако сами эти исследования серьезно экономят рекламные деньги. Ведь в таком случае ваш креатив попадает сразу в цель: в яблочко ожиданий целевых аудиторий. И вам не приходится "тыкать пальцем в небо", с каждым разом разочаровываясь в рекламе все больше и больше.
Реальная история.
История печальная. Довольно крупное рекламное агентство имело в штате арт-директора, который обладал специфическим типом личности. Такой тип личности встречается крайне редко: шизоидно-депрессивный тип. Особенности восприятия такого типа личности: "Все плохо, мир - дерьмо, бабы - дуры, а мужики - козлы, правительство - кидалы, бизнесмены - воры. И вообще скоро в Землю врежется Астероид". Представьте себе человека, который при каждой встрече с Вами заводит такой разговор. И еще представьте, что реклама вашего товара при каждой встрече с потребителем несет ему такой же основной "месседж". Представили? Ну так вот .
Портфолио этого агентства в области наружки (а теле- и радиорекламой они не занимаются) - полностью утверждалось этим арт-директором. И поскольку у него очень устойчивые предпочтения в области восприятия некоторых образов, цветовой гаммы, то очень сильно бросалось в глаза то, что вся (!) реклама, исходящая из-под пера этого специалиста поражала своим однообразием. Это были плакаты исключительно с механистическими метафорами и только в черно-фиолетовой гамме. Мехнистические метафоры - это восприятие всего мира как гигантской машины. Люди-роботы, кибер-животные, организации, состоящие из жутких гаек-шестеренок, какие-то жуткие орудия труда "внутри машины", которая чудилась "чудику-директору" во всем. В страховании, в банковском обслуживании, в медицине и даже . в социальной рекламе! Дизайнеры, судя по всему, у них неплохие, поскольку в графическом плане реклама смотрелась очень даже ничего. Но что касается ассоциативных рядов, которые она продуцировала, то все их можно описать примерно теми же словами, которыми мы описали тип восприятия арт-директора.
Зигмунд Фрейд еще в позапрошлом веке успел отметить, что инстинкт противостояния смерти столь силен, что способен напродуцировать нам море неврозов. Ну, так вот: люди, которые не находятся в невротическом состоянии (а таких - минимум 70% даже в худшие периоды экономической депрессии), по идее должны были такой рекламой не привлекаться в банки или страховые компании, которых они итак боятся. А чувствовать некоторую тревогу, страх, которые ассоциируются у них как с самой рекламой, так и с бредом (пардон, с брэндом), в ней представленном. Самой истории - уже 6 лет. Страховая компания быстро поменяла подрядчика. Банк, кстати, развалился. Он мог развалиться не только из-за неудачной рекламы, но и реклама сыграла тут не последнюю роль.