Под организацией понимается процесс распределения работы среди сотрудников или групп сотрудников и координация их действий. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организован. Мало иметь хорошую идею о том, что делать, необходимо, чтобы все части компании работали как одно целое.
После анализа структур ряда редакций акцентирую внимание студентов на том факте, что организация - понятие многогранное, и даю определение организации.
- В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижений одной цели. (Веснин В. Р. Основы менеджмента. - С. 41).
- Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из следующих внутренних переменных: цели, структура, задачи, технология и люди. (Мескон М. и др. "Основы менеджмента").
В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию.
Для чего нужна организация (редакция, например)? - задаю вопрос студентам, и мы общими усилиями на доске и в тетради показываем, как возникнув, организация начинает жить самостоятельной жизнью, иногда даже не зависящей от создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения.
Организация (редакция)
1. укрепление и развитие;
2. ожидание от членов коллектива:
а) наличия определенного опыта, знаний, квалификации;
б) активного участия в делах;
в) исполнительности;
г) ответственности;
д) дисциплины;
е) подчинения установившимся правилам и нормам поведения;
ж) разделения своих целей и ценностей.
Люди в организации (редакции)
1. интересная важная престижная деятельность;
2. обеспечение нужной информации;
3. необходимые права;
4. самостоятельность;
5. власть;
6. гарантии безопасности и социальной защищенности;
7. материальное обеспечение;
8. продвижение по службе;
9. работа.
Признаки организации:
1. главный - наличие цели;
2. обособленность;
3. саморегулирование;
4. внутриорганизационный центр;
5. организационная культура.
Организационная структура - единство людей и условий их деятельности, находящихся в определенных соотношениях и взаимосвязях.
Организационный процесс - действия, направленные на создание организационной структуры, необходимых предпосылок ее функционирования и обновления.
Организация - в широком смысле слова есть единство организационной структуры и организационного процесса.
В жизни любой организации имеются две группы процессов: функционирование и развитие.
Функционирование - деятельность организации, непосредственно связанная с сохранением ее как целого на основе постоянного поддержания сложившихся отношений и связей, обмена ресурсами, энергией и информацией как внутри себя, так и с внешней средой.
Развитие - создание необходимых условий путем преобразования организации и ее отдельных элементов в соответствии с изменившимися требованиями внутренней и внешней среды.
Развитие может быть прогрессивным, нейтральным, регрессивным.
Имеется 4 основные формы организационного развития:
1. структуризация;
2. композиция;
3. регламентация;
4. ориентация.