Внутренняя среда организации - совокупность форм и процессов, придающих последней конкретное, присущее только ей лицо.
Элементы внутренней среды организации:
1. организационная культура;
2. разделение труда;
3. используемые технологии;
4. организационная структура;
5. система коммуникации и обмена информацией;
6. поведение сотрудников;
7. дифференциация и интеграция производственных и трудовых процессов.
Внешняя среда организации - образуется ее окружением, которое бывает деловым и фоновым.
Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или договоренностей может оказывать непосредственное влияние, например, поставщики, потребители, посредники. Таким образом, с элементами делового окружения организация находится в состоянии двустороннего взаимодействия.
К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. Политика государства, конъюнктура рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны.
Что делает в таком случае организация?
1. принимает к сведению;
2. подчиняется;
3. "уходит" от их воздействия;
4. иногда нейтрализует.
Как во внешнем, так и во внутреннем окружении организации может быть элемент неопределенности, степень которой весьма различна. Это зависит от постоянных изменений внешней и внутренней среды. Руководители организации должны быстро улавливать эти изменения, четко осознавать их значение как для настоящего, так и для будущего, выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих ограничений, в наибольшей степени соответствующий поставленной цели.