Используется много способов и средств распространения информации.
1. Средства коммуникации по нисходящей:
а) личные контакты начальника и подчиненных (приказы, указания, просьбы и т. д.);
б) ориентировки и планы;
в) доски, стенды для общей информации;
г) справочники, директивы, методики;
д) журналы и газеты;
е) финансовые отчеты и другая информация об успехах предприятия;
ж) письма служащим;
з) слайды, плакаты, вывески, схемы.
2. Средства коммуникации по восходящей линии:
а) система поощрений рациональных предложений;
б) официальный разбор жалоб;
в) обследование морального состояния и общения;
г) публикации;
е) письма;
д) профсоюзы (рабочие комитеты).
3. Средства горизонтальной коммуникации:
а) конференции, совещания и групповые собрания;
б) программа профессиональной подготовки;
в) встречи с руководителями объединений и другими не связанными с учреждением группами;
г) переговоры о заключении коллективного договора;
е) ежедневное координирование действий между начальниками различных отделов и центральным аппаратом.
В заключении говорю о развитии делового общения, обращаю внимание на личностный и профессиональный факторы общения. Проводим деловую игру: посещение начальника
1. с просьбой об увеличении заработной платы;
2. с рациональным предложением.
Проводим анализ: что можно, что нельзя и что желательно делать в таких случаях. Подводим итоги.