При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.
Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.
Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.
Приоритетность опроса:
· слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией;
· исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.
Варианты опроса (по формам контакта):
· личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
· индивидуальный или групповой;
· свободный или формализированный, фокусированный (направленный);
· устный или письменный;
· сплошной или выборочный;
· по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.
Основные элементы опроса:
· социолог, конструирующий инструментарий;
· анкетер или интервьюер;
· анкета или план интервью;
· ситуация опроса;
· респондент;
· социальная реальность.
Основные фазы опроса:
1. Адаптация:
· обращение;
· начало опроса.
2. сбор основной информации.
3. Завершение опроса.
Вопросы различаются:
1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);
2. По форме (прямые или косвенные);
3. По структуре (открытые или закрытые);
4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).
Разновидности опроса:
1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос;
2. Интервью – непосредственный, устный опрос;
3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;
4. Социометрический опрос – выявление социально- психологических проявлений межличностных отношений.