Желание спросить у кого-нибудь совета, как действовать в той или иной ситуации, возникает у каждого человека. Причем, чем больше жизненного опыта, тем чаще появляется потребность в консультациях. И это не парадокс, только в наивной молодости можно считать, что ты умнее всех и больше всех знаешь J.
Когда при подготовке ответственного решения становится очевидна его сложность и серьезный риск, естественно для руководителя подстраховаться. Первый шаг - расширить угол обзора ситуации. Взрослый человек, как правило, доверяет своему собственному мнению, но остерегается его абсолютизировать.
Именно неопределённость в сфере управления является тем фактором, который стимулирует спрос на консалтинговые услуги. В статье В.С. Ефремова «Управленческий консалтинг как бизнес» приведены предпосылки возникновения спроса на советы со стороны:
«Во-первых, услуги консультантов по управлению - это товар, предназначенный для использования руководством компаний - лицами, принимающими решения, имеющими отношение к деятельности организации в целом.
Во-вторых, консультантов привлекают тогда, когда нуждаются в помощи и поддержке при разработке и принятии ответственных решений, развитии и реорганизации бизнеса.
В-третьих, привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него какие-то суждения по существу своих вопросов; экспертные заключения в отношении каких-то решений или ситуаций; новые идеи; результаты вполне определенного исследования; обсудить с ним как с коллегой свои проблемы или, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки.»
Кроме того, внешнее присутствие в организации помогает решить некоторые болезненные вопросы, например связанные с изменением политики управления персоналом.
Дополнительные преимущества обращения к консультантам можно найти в психологии руководителей компании J:
- Он знает этот инструмент управления и умеет им пользоваться. Это социальное свидетельство компетентности руководителя.
- Это модно. Использование консалтинга свидетельствует о прогрессивности компании.
- По пустякам консультантов не приглашают. Использование консалтинга свидетельствует о масштабе задач.
- Может платить за такие вещи, значит у компании хорошо идут дела.
Однако мало получить совет, нужно еще суметь им воспользоваться. Герцог де Ларошфуко говорил, что «для того чтобы воспользоваться советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе».
Дополнительно могу порекомендовать статью «Симптомы болезни» Владимира Столина («Ведомости» от 5 Февраля 2001 г.), в которой подробно описаны случаи, когда компаниям требуется помощь консультантов. А в статье З.С. Айвазяна анализируется, чего консультант не может или не должен делать для клиента и для чего их (консультантов) приглашать не следует.