Основные принципы управления институциональной устойчивостью в совокупности с задачами, объектами и субъектами регулирования, используемыми приемами и методами составляют целостную категориальную систему теоретико-методологического обоснования деятельности по обеспечению институциональной устойчивости.
Общие и конкретные цели деятельности по обеспечению институциональной устойчивости могут быть определены следующим образом:
1. Главная цель: стабилизация функционирования социально-экономической системы.
2. Общие цели:
– снижение негативных воздействий дестабилизирующих процессов и явлений;
– повышение эффективности системы обслуживания;
– обеспечение роста научно-технического уровня используемых средств и технологий.
3. Конкретные цели:
– уточнение прогнозов и планов по развитию рынка;
– обеспечение выполнения стандартов и нормативов системы сервиса;
– бесперебойное качественное обслуживание потребителей;
– повышение степени взаимодействия бизнес-структур и государственных органов;
– рационализация и повышение эффективности всей системы сервиса.
4. Задачи управления институциональной устойчивостью могут быть определены следующим образом:
– формирование методик диагностики кризисного состояния;
– разработка комплексных целевых программ, определяющих меры воздействия на экономические системы для преодоления кризисных явлений, а также формирующих условия для предотвращения их появления;
– определение единой системы показателей устойчивости рынка;
– обеспечение единства и достоверности формирования информационной базы по состоянию рынка;
– разработка методики прогнозирования и планирования поступлений в бюджет с учетом возможных кризисных состояний экономики или отдельных ее секторов;
– формирование эффективных механизмов взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур по преодолению кризисов и экономических противоречий.
В общем виде цели и задачи управления институциональной устойчивостью представлены в таблице 2.
Структура органов власти и управления отражает как региональное, так и функциональное деление и может быть определена в следующем составе:
1) государственные и территориальные органы власти и управления федерального уровня:
– законодательные органы: Федеральное собрание РФ (обе палаты);
– исполнительные органы: Президент и Правительство РФ; Министерство экономики и торговли; Министерство финансов; ГТК России;
2) органы власти регионального уровня:
– законодательные органы субъектов федерации;
– органы исполнительной власти: экономические департаменты администраций регионов; финансовые органы.
3) органы управления муниципального уровня:
– представительный орган муниципального образования;
– органы управления местной администрации.
Таблица 2. Состав целей и задач управления институциональной устойчивостью
Главная цель Стабилизация функционирования социально-экономической системы |
Общие цели – снижение негативных воздействий дестабилизирующих процессов и явлений; – повышение эффективности системы обслуживания; – обеспечение роста научно-технического уровня используемых средств и технологий |
Конкретные цели – уточнение прогнозов и планов по развитию рынка; – обеспечение выполнения стандартов и нормативов системы сервиса; – бесперебойное качественное обслуживание потребителей; – повышение степени взаимодействия бизнес-структур и государственных органов; – рационализация и повышение эффективности всей системы сервиса |
Задачи – формирование методик диагностики кризисного состояния; – разработка комплексных целевых программ, определяющих меры воздействия на экономические системы для преодоления кризисных явлений, а также формирующих условия для предотвращения их появления; – определение единой системы показателей устойчивости рынка; – обеспечение единства и достоверности формирования информационной базы по состоянию рынка; – разработка методики прогнозирования и планирования поступлений в бюджет с учетом возможных кризисных состояний экономики или отдельных ее секторов; – формирование эффективных механизмов взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур по преодолению кризисов и экономических противоречий |
Управление институциональной устойчивостью должно быть нацелено на опережающее воздействие на негативные процессы и явления. Поэтому стратегически управление устойчивостью на государственном и региональном уровне включает анализ экономических тенденций за предшествующий или текущий периоды функционирования рынка и осуществления чрезвычайных мер по недопущению дестабилизации хозяйственных процессов. Это подразумевает выработку концепции стабильного экономического развития, формирование и поддержание на должном уровне стратегических направлений экономического развития, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество местных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поэтому, с одной стороны, управление институциональной устойчивостью должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем меры административно-финансового воздействия по преодолению возникающих хозяйственных проблем, а с другой – процесс управления институциональной устойчивостью должен быть сконцентрирован на узловых проблемах функционирования регулируемой системы.