Мое меню

Цели и задачи управления институциональной устойчивостью социально-экономической системы

Основные принципы управления институциональной устойчивостью в совокупности с задачами, объектами и субъектами регулирования, используемыми приемами и методами составляют целостную категориальную систему теоретико-методологического обоснования деятельности по обеспечению институциональной устойчивости.

Общие и конкретные цели деятельности по обеспечению институциональной устойчивости могут быть определены следующим образом:

1. Главная цель: стабилизация функционирования социально-экономической системы.

2. Общие цели:

– снижение негативных воздействий дестабилизирующих процессов и явлений;

– повышение эффективности системы обслуживания;

– обеспечение роста научно-технического уровня используемых средств и технологий.

3. Конкретные цели:

– уточнение прогнозов и планов по развитию рынка;

– обеспечение выполнения стандартов и нормативов системы сервиса;

– бесперебойное качественное обслуживание потребителей;

– повышение степени взаимодействия бизнес-структур и государственных органов;

– рационализация и повышение эффективности всей системы сервиса.

4. Задачи управления институциональной устойчивостью могут быть определены следующим образом:

– формирование методик диагностики кризисного состояния;

– разработка комплексных целевых программ, определяющих меры воздействия на экономические системы для преодоления кризисных явлений, а также формирующих условия для предотвращения их появления;

– определение единой системы показателей устойчивости рынка;

– обеспечение единства и достоверности формирования информационной базы по состоянию рынка;

– разработка методики прогнозирования и планирования поступлений в бюджет с учетом возможных кризисных состояний экономики или отдельных ее секторов;

– формирование эффективных механизмов взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур по преодолению кризисов и экономических противоречий.

В общем виде цели и задачи управления институциональной устойчивостью представлены в таблице 2.

Структура органов власти и управления отражает как региональное, так и функциональное деление и может быть определена в следующем составе:

1) государственные и территориальные органы власти и управления федерального уровня:

– законодательные органы: Федеральное собрание РФ (обе палаты);

– исполнительные органы: Президент и Правительство РФ; Министерство экономики и торговли; Министерство финансов; ГТК России;

2) органы власти регионального уровня:

– законодательные органы субъектов федерации;

– органы исполнительной власти: экономические департаменты администраций регионов; финансовые органы.

3) органы управления муниципального уровня:

– представительный орган муниципального образования;

– органы управления местной администрации.

Таблица 2. Состав целей и задач управления институциональной устойчивостью

Главная цель

Стабилизация функционирования социально-экономической системы

Общие цели

– снижение негативных воздействий дестабилизирующих процессов и явлений;

– повышение эффективности системы обслуживания;

– обеспечение роста научно-технического уровня используемых средств и технологий

Конкретные цели

– уточнение прогнозов и планов по развитию рынка;

– обеспечение выполнения стандартов и нормативов системы сервиса;

– бесперебойное качественное обслуживание потребителей;

– повышение степени взаимодействия бизнес-структур и государственных органов;

– рационализация и повышение эффективности всей системы сервиса

Задачи

– формирование методик диагностики кризисного состояния;

– разработка комплексных целевых программ, определяющих меры воздействия на экономические системы для преодоления кризисных явлений, а также формирующих условия для предотвращения их появления;

– определение единой системы показателей устойчивости рынка;

– обеспечение единства и достоверности формирования информационной базы по состоянию рынка;

– разработка методики прогнозирования и планирования поступлений в бюджет с учетом возможных кризисных состояний экономики или отдельных ее секторов;

– формирование эффективных механизмов взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур по преодолению кризисов и экономических противоречий

Управление институциональной устойчивостью должно быть нацелено на опережающее воздействие на негативные процессы и явления. Поэтому стратегически управление устойчивостью на государственном и региональном уровне включает анализ экономических тенденций за предшествующий или текущий периоды функционирования рынка и осуществления чрезвычайных мер по недопущению дестабилизации хозяйственных процессов. Это подразумевает выработку концепции стабильного экономического развития, формирование и поддержание на должном уровне стратегических направлений экономического развития, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество местных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поэтому, с одной стороны, управление институциональной устойчивостью должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем меры административно-финансового воздействия по преодолению возникающих хозяйственных проблем, а с другой – процесс управления институциональной устойчивостью должен быть сконцентрирован на узловых проблемах функционирования регулируемой системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6