Несмотря на сложность терминов, о бизнес-процессах и их реинжиниринге (BPR – Business Process Reengineering) уже слышали очень многие. Кому-то BPR кажется универсальным лекарством от всех организационных неурядиц, кто-то видит в нем только очередное модное веяние. За последние несколько лет опубликовано огромное количество книг и статей по реинжинирингу, и даже сделаны их подборки.
«Процессный подход» к управлению считают то революционно новым, то хорошо забытым старым. Процессы, на самом деле, всегда были и есть в любой организации в настоящее время. Просто объектами управления они стали относительно недавно и то в редких компаниях. Гораздо проще руководить структурными подразделениями, выполняющими вполне определенные функции и спрашивать результаты с их конкретных начальников.
Однако статичное и раздробленное представление об организации не дает адекватной картины того, как живет, работает и развивается бизнес. Вы можете прекрасно понимать, из каких органов состоит человеческий организм, и как они функционируют по отдельности, но затруднитесь ответить, каким образом съеденное Вами мороженое способствует поднятию настроения J, как устроена цепочка взаимодействий. Департамент можно легко назвать, например «отдел сбыта» или «бухгалтерия».Но как определить границы их действий? Классик процессного подхода М.Хаммер рекомендовал называть процессы, используя слова «от» и «до», например «от размещения рекламы до отгрузки товара».
Бизнес-процессы образуются из множества связей между подразделениями, которые передают друг другу в некоторой очередности ключевое задание. Постепенно, запрос превращается в конечный результат – товар или услугу.
При этом в качестве клиента может выступать не только внешний заказчик, но и другой процесс. Например, для процесса «от получения заявки на канцтовары до выдачи их» потребителями являются все другие процессы в организации.
Нельзя сказать заранее, будет ли удачной попытка внедрения процессного подхода в конкретной организации. Это зависит от многих факторов и, прежде всего, от высшего руководства.
Безусловно, к успеху можно придти различными путями. Эффективные руководители могут иметь индивидуальный стиль управления и использовать различные приемы менеджмента. Каждый из приемом хорош при решении одного класса задач и не подходит в остальных случаях.
В популярности процессного подхода есть рациональное зерно. Этот инструмент почти идеально подходит для проведения изменений в компании, которые не могут ограничиваться только одним отделом. Они, как правило, направлены на решение кроссфункциональных задач. Например, реформируя деятельность отдела закупок, неплохо заодно пересмотреть и деятельность финансовой службы.
Большинство руководителей смирились с тем, что приходится все время вводить в компании какие-то новшества, чтобы успевать за другими или просто "соответствовать" и с радостью пытаются применять процессный подход для облегчения своей нелегкой задачи .