Несмотря на огромное количество возможностей для открытия новых ниш в развлекательных отраслях, воспользоваться этим обстоятельством мешает традиционная российская лень, считает Евгений Матузов, директор компании "Без повода". "Зато много креативной энергии появляется, когда обстоятельства ставят в безвыходное положение",– резюмирует он. Несколько лет назад компания "Без повода", занимавшаяся конным туризмом, оказалась на грани банкротства из-за недостаточного спроса на прокат лошадей, и нужно было быстро придумать, как справиться с ситуацией. Матузов решил найти новую аудиторию и создал на базе конюшни проект, связанный с ролевым туризмом. Сейчас "Без повода" продает четыре сценария: погружение в жизнь цыган, битвы времен ковбоев, баталии пиратов и великосветскую охоту с борзыми.
По данным Госкомстата, расходы на туристические услуги в России за 2003 год составили 182,51 млрд рублей (для сравнения: в 2000 году – всего 106,39 млрд рублей). При этом, по данным Российского союза туриндустрии, теракт 11 сентября и война в Ираке стабильно увеличивали спрос на внутренний туризм и его отдельные проявления – экстремальный, приключенческий, экологический, сельский. "Россия – страна активного отдыха",– уверена Ирина Тюрина, пресс-секретарь союза.
Это подтверждает и Евгений Матузов – результаты проекта по ролевому туризму превзошли все его ожидания. Обороты Матузов не раскрывает, но уверяет, что компании уже не приходится рекламировать свои программы. На второй-третий день после того, как информация о предстоящей программе вывешивается на сайте, все места бронируются.
Самым популярным сценарием является бродяжничество с "цыганским табором". Около 60 ряженых туристов, пройдя краткий курс по гаданию и цыганской пластике, в кибитках путешествуют по деревням в окрестностях города Бородино четыре-семь дней. За это время участники программы должны ощутить все прелести кочевой жизни – от ночных облав до поиска пропитания. Участники последнего табора смогли даже заработать $200 – эти деньги компания передала в детский дом. "Однажды нас даже хотели забрать в милицию, спасла московская прописка, которая, к вящему удивлению милиционера, оказалась у всех участников",– рассказывает Матузов. По его словам, решать задачи, которые стояли перед цыганами XIX века, с удовольствием берутся люди из разных социальных слоев. "Я предполагаю, что вполне могла бы найтись компания, которая взялась бы обслуживать только высокодоходных потребителей. Мы же хотим захватить всех людей, готовых включиться в игру, и потому сдерживаем цены,– говорит Матузов.– В среднем участие в программе стоит одному человеку около 2 тыс. рублей".