Мое меню

Основные направления обеспечения экономи­ческой безопасности хозяйствующего субъекта.

Изложенный методический подход и инструментарий анализа и диагностики состояния предприятия позволяют с достаточной полнотой исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия, осмысленно и целенаправленно организовать и выполнить необходимый мониторинг, системно анализировать динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.

В настоящее время значительное внимание уделяется такому направлению в сфере обеспечения экономической безопасности, как конкурентная разведка (или деловая разведка, бизнес-разведка), которая занимается сбором и обработкой информации из открытых источников, причем с абсолютно легальных позиций.

Один из специалистов в этой области, Н.И. Баяндин[[1]] определяет конкурентную разведку следующим образом: «Конкурентной разведкой называется деятельность негосударственной организации по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах ее существованию и интересам при условии соблюдения существующих правовых норм».

К основным задачам конкурентной разведки, осуществляемой в интересах обеспечения экономической безопасности предприятия можно отнести:

· маркетинговые исследования;

· оценку потенциальных клиентов и партнеров;

· поиск рыночных ниш;

· изучение конкурентов;

· подбор кадров;

· систематизация имеющихся информационных ресурсов и поиск новых.

Теоретически конкурентная разведка осуществляется на основе открытых материалов (в отличие от промышленного шпионажа, который подразумевает проникновение в конфиденциальную информацию). По оценкам многих специалистов по разведке, не менее 80-90% используемой информации поступает именно из открытых источников, поэтому в целях обеспечения экономической безопасности необходимо контролировать, какая информация о хозяйствующем субъекте попала в открытые источники.

С другой стороны, именно через СМИ организуется подача той информации, которую топ-менеджерам или ключевым собственникам необходимо довести до заинтересованных пользователей для того, чтобы потом получить запланированный эффект (например, выкуп акций у миноритарных акционеров). В ряде случаев представленная информация может быть и ложной.

В целях обеспечения экономической безопасности предприятия (организации) достаточно часто используется применение методик оценки финансового состояния для оценки контрагентов. Причем оценка может быть произведена как по информации, полученной из официальных источников или от самого контрагента(например, финансовая отчетность), так и по информации, полученной в порядке ведения деловой разведки. Для этого возможно применение специальных программных продуктов.

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) ведет активную работу в области обеспечения экономической безопасности, организуя и возглавляя эти процессы в ТПП субъектов федерации, региональных ТПП. Одним из важнейших направлений деятельности Департамента экономической безопасности ТПП РФ является создание и ведение реестра надежных партнеров и создание национального кредитного бюро, из базы данных которого можно за разумную плату получить информацию о потенциальном партнере.

Это дает возможность небольшим фирмам, которым не под силу создавать службу безопасности, своими силами, легально получать необходимую информацию, что должно способствовать укреплению экономической безопасности.

Перейти на страницу: 1 2 3