Проверка партнеров, контрагентов играет важную роль в обеспечении безопасной работы фирм. Экономия в этом плане может привести к значительным экономическим потерям. Отсечение ненадежных партнеров является важной функцией служб экономической безопасности отечественных предприятий (фирм).
Реализация комплекса задач и направлений обеспечения экономической безопасности требует довольно значительных финансовых затрат.
По примерным расчетам специалистов, расходы на обеспечение организации и эффективной деятельности службы безопасности составляют от 15 до 25 % от суммы производственных затрат предприятия.
Следует учитывать, что службы экономической безопасности создаются, как правило, на крупных фирмах, поскольку их создание и функционирование требует значительных затрат. Малым и средним целесообразно пользоваться услугами охранных фирм.
В рамках комплексного обеспечения экономической безопасности эта служба должна тесно контактировать в своей работе с бухгалтерией, финансовым отделом, юридическим отделом, подразделениями научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, управления персоналом, сбыта и маркетинга в пределах их компетенции.
Чрезвычайно важное место в системе комплексной экономической безопасности фирмы занимает группа оперативного реагирования. Она может работать в двух режимах — обычном и чрезвычайном.
При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности, идет профилактическая работа по их предупреждению и деятельность всех подразделений направлена на решение локальных текущих проблем.
При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае создается группа оперативного реагирования, включающая наиболее квалифицированных в данной проблеме специалистов фирмы, для ее решения.
Помимо этого, СБ обеспечивает взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит состояние экономической безопасности фирмы.
Службы экономической безопасности ряда предприятий России работают сегодня в следующих основных направлениях, отраженных в табл. 3.
Таблица 3
Мероприятия по обеспечению экономической безопасности предприятий (фирм) и результаты их проведения
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Результаты реализации мероприятий |
1. |
Изучение и анализ законов РФ и регионов, подзаконных актов, инструкций и положений, аналитическая обработка информации. |
Выявление нестыковок и противоречий в законодательных актах и нормативно-инструктивных материалах с целью минимизации налогов и сборов. |
2. |
Сбор, обработка и анализ сведений о заинтересованных в работе фирмы экономических, общественных и политических организациях. |
Выработка рекомендаций по достижению компромиссных решений по устранению препятствий для развития бизнеса. |
3. |
Изучение и анализ информации о потенциальных и действующих партнерах, методах их поведения на рынке. |
Установление связей партнеров с организованной преступностью, коррумпированными чиновниками. Выявление уровня профессионализации партнеров, психологии их поведения, принятие мер по нормализации отношении либо по отсечению недобросовестных партнеров. |
4. |
Сбор и анализ информации о криминальных структурах, выявление агентов этих структур внутри предприятия, их целях в отношении фирмы и методах их работы. |
Выработка механизмов и принятие контрмер против ОПГ, в том числе силовых с возможным привлечением силовых структур (МВД, ФСБ) для противодействия криминалу. |
5. |
Изучение и анализ информации о недобросовестных конкурентах и методах их деятельности на рынке и внутри предприятия (фирмы). |
Разработка и реализация механизмов противодействия деятельности недобросовестных конкурентов фирмы, а также коррумпированных чиновников, предотвращения внеплановых налоговых проверок, мошеннических действий, попыток использования спецслужб. |