«Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и не производит никаких отходов, то даже в этом случае такой человек не должен забывать об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и устоявшимися моральными принципами; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей», — пишет Л. Нэш.
Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки:
1 жадность;
2 сокрытие фактов и неверную информацию в отчетах и при проведении проверок;
3 выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;
4 неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;
5 имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей лгать о выполнении ими их работы;
6 излишнюю самоуверенность в суждениях, которая может привести к ущербу для интересов компании, когда для нее наступают тяжелые времена;
7 низкое качество работы и товаров;
8 безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;
9 противоречия между личными интересами и интересами корпорации;
10 наличие фаворитов;
11 жесткие цены;
12 принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы;
13 невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков;
14 малое внимание семье или личным делам из-за обилия работы;
15 производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;
16 невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации;
17 сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;
18 преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;
19 перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;
20 обман работников с целью получения выгоды для компании;
21 создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;
22 затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации;
23 оказание негативного влияния на общественно-политический процесс путем внесения изменений в законодательство за взятки.
Нэш обращает внимание на то, что руководители и работники, которые сталкиваются с подобными проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они «узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах». «Путь в ад устлан благими намерениями», и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения, отмечает Л. Нэш.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях: (1)создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс; (2)прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей; (3)приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Этика менеджеров в организации
Достаточно трудно разрешать дилеммы, в которых в конфликт вступают наши личные правила поведения, настоящие трудности начинаются тогда, когда мы вынуждены принимать решения, которые затрагивают интересы других. Можно определить ценность собственных правил методом проб и ошибок. Однако деловые решения требуют, чтобы мы делали то же самое в отношении других, взвешивая все противоречивые интересы, которые это затрагивает. Например, нам часто приходится уравновешивать интересы акционеров и сотрудников. На самом деле такая постановка вопроса страдает некоторым упрощением, потому что и среди акционеров могут быть различные взгляды, а интересы бывших, настоящих и будущих сотрудников вряд ли являются идентичными.