• привлекать обостренного внимания к неудачам кого-нибудь из присутствующих;
• допускать вторжения в «личное пространство» слушателей, за исключением рукопожатия;
• производить ответную критику (можно выдвигать свои аргументы, но не поднимать людей на смех);
• ошибаться, называя имя и отчество присутствующего;
• курить во время выступления;
• никогда, ни при каких условиях терять хладнокровие (самоконтроль – обязательное качество).
Некоторая терминология иногда произносится с большим трудом. Чтобы избежать ошибок, необходимо воспользоваться следующими советами:
• до выступления запишите некоторые фразы;
• в трудных местах речи говорите помедленнее;
• не напрягайтесь, старайтесь расслабиться и не концентрировать внимание только на своих словах;
• не концентрируйтесь на поведении отдельных слушателей, они могут просто отвлекаться и реагировать на взаимоотношения с соседями.
Суть всякого выступления должна быть позитивной. Слушатель по окончании вашего выступления должен получить уверенность в себе. Заключение выступления должно быть специально построенным. Оно остается в памяти, оно позволяет еще раз обратить внимание на важнейшие аспекты выступления, оно готовит слушателей к дискуссии. Без заключения выступление воспринимается как оборванное. По словам А. Ф. Кони, «в заключение оратор должен стремиться к конкретным действиям».
Не всякому выступлению сопутствует успех. Иногда этого не случается. Не то место и не то время.