Задачи и содержание анализа финансовых результатов
Анализ финансовых результатов является составной частью финансового анализа. Его главная цель заключается в оценке финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности корпорации оборонной промышленности и в экономической диагностике ее потенциала.
Задачами анализа финансовых результатов, по мнению Донцовой Л. В., являются:
- оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли;
- выявление и измерение влияния различных факторов на прибыль;
- оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
Объектами анализа являются финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности КОП.
Можно выделить три основных этапа финансового анализа:
1. Определение цели анализа и подхода к нему.
2. Оценка качества информации, представленной для анализа.
3. Определение методов анализа, проведение самого анализа и обобщение полученных результатов.
На первом этапе
определяется подход к анализу, связанный с его целью. Возможны следующие основные подходы:
¨ сравнение показателей КОП со средними показателями народного хозяйства или отрасли (такие показатели называют "идеальными" или "нормативными");
¨ сравнение показателей данного отчетного периода с данными предшествующих периодов, а также с плановыми показателями для отчетного периода;
¨ сравнение показателей КОП с показателями конкурентов (межхозяйственный сравнительный анализ).
На втором этапе
анализа проводится оценка именно "качества" информации, заключающаяся не только в счетной проверке данных учета, но и в определении влияния способов учета на формирование показателей отчетности корпорации оборонной промышленности.
Третий этап
– собственно анализ как совокупность методов и рабочих приемов. Можно выделить следующие основные методы, или стандарты финансового анализа, которые в полной мере относятся к анализу финансовых результатов КОП:
¨ анализ абсолютных показателей (чтение баланса);
¨ горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
¨ вертикальный (структурный анализ) – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
¨ трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;
¨ пространственный анализ – сравнительный анализ сводных показателей отчетности по составляющим их элементам (показатели отчетности дочерних фирм, подразделений, цехов);
¨ анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;