Приложение 2
Таблица 2
Важнейшие стадии развития управлени персоналом
Стадии развития компании |
Основные характеристики компании |
Основные характеристики управления персоналом |
I Зарожде-ние компании |
Компания только создана, отличается предпринимательством и управляется собственником |
Ведение личных дел, оплата труда, наем и увольнение; УП часто не формальное, размытое; все дела ведутся вручную |
II Функциональный Рост |
Происходит техническая специализация; растут подразделения, производственные линии и рынок; оргструктура формализована |
Поиск нужных работников для поддержки роста; тренинг для специфических должностей; появляется начальник отдела кадров; обработка данных по зарплате и некоторых других автоматизируется. Корпоративная культура еще не становится частью УП |
III Контролируемый рост |
Рациональная администрация; профессионализация управления дефицитными ресурсами; покупаются другие фирмы, диверсифицируется производство; усиливаются конкуренция за ресурсы и контроль за инвестициями |
Управляющий персоналом с более высоким статусом; большая автоматизация кадровой информации, включая квалификационные профили; рост профессионализма; кадровая функция постепенно интегрируется в окружающую деловую среду, лучше осведомлена о ней; УП становится более ориентированным на конечные результаты бизнеса |
IV Функциональная интеграция |
Диверсификация, децентрализация, структура организации строится вокруг продуктов и центров прибыли, проектное и матричное управление; больше внимания уделяется интеграции; оргструктура более плоская и горизонтальная |
УП ориентировано на интеграцию различных функций (тренинг, вознаграждение, наем и увольнение, коммуникация и т.д.); расширение кооперации с другими менеджерами; долгосрочное планирование; междисциплинарные проекты; акцент на производительность, эффективность, гибкость; широко применяется информационная технология в планировании, анализе и оценке; развитие интеграционных квалификаций; внешние колебания деловой среды известны и интегрированы в управление изменениями. Практика УП отработана |
V Стратегическая интеграция |
Сотрудничество, групповая культура; межфункциональная горизонтальная интеграция; большая адаптируемость к частым изменениям; стратегическое планирование; структура строится вокруг центров прибыли, обслуживаемых местными и функциональными менеджерами и их командами |
УП построено вокруг стратегии компании и является ее составной частью; систематический анализ внешней среды и оценка ее возможного воздействия; активная роль в принятии управленческих решений; долгосрочное планирование развития персонала; акцент на эффективность, УЧР входит в компетенцию президента компании или его первого заместителя |
[1] Вильховченко Э.О. «О «посттейлоризме» и «человеческом капитале» // МЭ и МО. – 1998, - №11 – С. 3-5.
[2] Семенов А. «Посттейлоризм и теория человеческого капитала» // МЭ и МО, 1999 г. - №9 – С. 3-9.
[3] Мерсер Д. Управление в самой преуспевающей корпорации в мире. – М.: Высш. школа, 1998. – С.11-13.
[4] Патнэм Р. «Процветающая комьюнити, социальный капитал и общая жизнь» // МЭ и МО. – 2000. – №4, С.12-16.
[5] Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №6. – С.8-12.
[6] Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ., 2000. – С.21-23.
[7] Кибалов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии. Учебник для студ-ов. – М.: Дело. – 1999. – С.15-16
[8] Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г.Шмидта, М.: Депо, 1999. – С. 26-28
[9] Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления, М.: Гардарики, 1999. – С.19-21.
[10] Кричевский Р.А. Если Вы – руководитель. – М.: Проспект, 2001.
[11] Управление персоналом. Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Гардарики, 2001. – С. 35.