но может, напротив, повысить его успешность при его способности к переобучению и профессиональному творчеству.
Отдельно следует коснуться вопроса об образовании у правленческих работников. Как и в случае с позитивной связью образовательного уровня специалиста с его образовательным статусом, в западной литературе формулируется мнение, что наличие высокого уровня образованности руководителя повышает его успешность.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что при анализе степени влияния образования на успешность управленческой деятельности нужно ответить на следующие вопросы.
1. Является ли для руководителя обязательным требование иметь профильное высшее образование, соответствующее той сфере, в которой он реализует свою управленческую деятельность?
2. Для какого ранга руководителя чрезвычайно важно наличие профильного образования, а для какого — менее важно?
3. Какое образование способствует успешности управленческой деятельности, а какое — тормозит?
4. В каких дополнительных знаниях нуждается руководитель, кроме знания иностранного языка, распространенного в той стране, где он имеет свой бизнес?
При ответе на первые два вопроса о необходимости для руководителя профильного образования соответственно той сфере, в которой он работает, по результатам наблюдений можно выделить следующие закономерности.
1. Как было указано выше, само по себе образование еще не обеспечивает высокую успешность деятельности работника. Данная закономерность проявляется и в организационно-управленческой деятельности руководителя. Случаи отсутствия у руководителя высшего и средне-специального образования особенно часто встречались в России в конце 80-х — начале 90-х гг. В настоящее время повысились требования к профессионализму руководителей, поэтому случаи отсутствия у них образования чрезвычайно редки.
2. При этом, однако, мы можем говорить о том, что если обязательность профильного образования для руководителей среднего звена управления является важной (начальников отделов и управлений), то для руководителя высшего звена значимость профильного образования заметно снижается. На уровне высшего звена управления (генеральный директор, президент и их заместители), имеющего дело с решением преимущественно стратегических задач развития и функционирования компании, кроме бизнес-образования, обязательно наличие развернутого опыта управленческой деятельности и желателен богатый жизненный опыт, знание людей, а также самого себя — своих сильных и слабых качеств.
Ответ на третий вопрос о том, какое образование повышает успешность деятельности руководителя, а какое тормозит, представим в виде анализа опыта наблюдений.
Профессиональные знания о закономерностях, построенных на основе причинно-следственных логических связей (техническое, математическое, физическое, инженерное, компьютерное и др. образование) может снижать успешность управленческой деятельности, особенно если данный фактор выступает вкупе с низким развитием коммуникативных способностей руководителя. Другими словами, если он, например, высококлассный компьютерщик или инженер, физик или математик, данный факт может выступить основанием для негативного прогноза относительно успешности его управленческой деятельности. Именно этим обстоятельством объясняются ошибки при принятии тех управленческих решений, после которых хорошего специалиста, имеющего образование в указанных выше областях, «ставят» руководителем, и он начинает работать плохо и «запарывает» важный проект.
Дело в том, что особенности управления человеческими отношениями, с которыми имеет дело такой работник при вступлении в управленческую должность, принципиально отличаются от особенностей управления техническими, математическими или физическими системами, с которыми он ранее имел дело. Непредсказуемость, неоднозначность, а часто иррациональность человеческого поведения ставят такого руководителя в проблемную ситуацию, решение которой для него связано с определенными трудностями. Если при управлении технической системой он может опираться на четкие, логические закономерности, то при управлении людьми он попадает в «зону» неопределенности и противоречивости.