Мировой опыт показывает, что по способу функционирования некоммерческие организации (НКО) в наибольшей степени ориентированы на деятельность в сфере предоставления социальных услуг. Так, в настоящее время действуют многочисленные общественные организации, деятельность которых касается вопросов социальной защиты населения. Это: Совет ветеранов войны и труда, общества инвалидов, советы многодетных матерей, ассоциация жертв политических репрессий, отделения бывших малолетних узников фашистских концлагерей, Российского фонда инвалидов войны в Афганистане, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Российского союза офицеров запаса, Всероссийского детского фонда, Всероссийского фонда мира, общественных организаций «Чернобыль», «Инвалиды Чернобыля». Их деятельность способствует решению разнообразных вопросов социальной защиты граждан, но преимущественно реализуется по следующим направлениям:
– правовая защита и юридическая поддержка;
– здоровье, в том числе социально-медицинские аспекты: инвалидность, наркомания, ВИЧ и т.д.;
– образовательно-культурная деятельность с детьми и молодежью;
– НКО посреднического типа, методические, научно-образовательные учреждения инновационных направлений деятельности; организации, решающие вопросы трудоустройства, занятости, развития сообщества.
Повышение роли НКО в сфере социального сервиса обусловливается гипертрофированным состоянием современного российского общества и рынка социально ориентированных услуг, заключающегося в том, что эта роль государственных структур по-прежнему не только сокращается, но и усиливает свои специфические качественные отличия. Государственная услуга оказывается населению усредненно, без участия клиента и учета индивидуальных запросов и потребностей его личности, без учета качества этой самой услуги, на первое место ставится сам факт ее оказания.
Государство – основной конкурент, учреждает и регистрирует государственные и муниципальные некоммерческие организации, наблюдается бюджетная ориентация социальных услуг НКО, в том числе и общественных организаций, которые государственные органы не могут учреждать. В то же время остается актуальным проведение работы по передаче на условиях конкурсного размещения заказа на социальное обслуживание социальных объектов устойчивым профессиональным НКО (например, Центры реабилитации) и часть бюджетного финансирования, тем самым сняв с государства груз затрат по их содержанию и т.д.
Первые законодательные шаги по разгосударствлению социальной сферы уже сделаны – в июле 2001 г. принята «Программа среднесрочного развития РФ на 2002–2004 гг.» – первый нормативный документ, в котором напрямую говорится о привлечении негосударственных организаций для оказания социальных услуг населению. Тенденции развития партнерства и взаимодействия власти и НКО, сложившиеся условия, результаты и опыт некоммерческого сектора реально демонстрируют необходимость принятия федерального законодательства о социальном заказе. Бизнес только обозначает свое присутствие на рынке.
В процессе деятельности некоммерческих организаций проявляется их социальная роль как чуткого индикатора выявления потребностей населения и клиентских групп.
В качестве положительных моментов деятельности НКО можно также выделить следующие:
1. Нацеленность на партнерство, многообразие механизмов взаимодействия.
2. Положительный имидж некоммерческого сектора как двигателя инноваций.
3. Стимулирование творчества и разнообразия видов деятельности, возможности совмещения профессиональных навыков и творческих увлечений.
4. Личная мотивация участников НКО, в отличие от функционерства в госструктурах.
5. Ориентация на изменение ситуации, реакции человека (поступки, поведение), как результат деятельности организации.
Значимость развития некоммерческих организаций для формирования новой инфраструктуры социального сервиса требует анализа содержания и принципов их функционирования не только с точки зрения оценивания их как продуцентов социальных услуг, но и как новых организационных механизмов согласования деятельности государства, общества и бизнеса.
Одним из условий развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования. Это предполагает, во-первых, наличие органов и институтов, способствующих установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчающих выбор наиболее эффективных из них, и, во-вторых, наличие общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения субъектов хозяйствования. Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации, как отражение государственного регулирования, с одной стороны, и доступной субъектам свободы самоопределения – с другой, в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование определенной институциональной структуры.