Реорганизация форм собственности. В подотрасли подготовлена и реализуется программа приватизации собственности предприятий нефтеповодного транспорта, которая ставит следующие цели:
· сохранение государственного контроля за транспортировкой нефти и формированием тарифов;
· включение ЕСН в рыночную среду в качестве системы общественного пользования, обеспечивающей равный и недискриминируемый доступ к трубопроводным мощностям свех субъектов нефтяного рынка;
· повышение эффективности функционирования и развития системы нефтеснабжения за счет использования рыночных механизмов стимулирования.
Проблемы реконструкции и развития. Механизмы экономического стимулирования в нефтетранспорте еще слабо ориентируют подотрасль на достижение указанных целей по следующим причинам:
· потребность в транспортных услугах снижается вместе с продолжающимся сокращением добычи нефти, а последнее в значительной мере провоцируется технической отсталостью, нерациональной структурой продукта, высокими затратами и налогами в нефтепереработке;
· производственные мощности системы нефтетранспорта не соответствуют новому размещению потоков нефти, физический износ основного оборудования достиг значительных размеров, средства автоматизации управления морально устарели, реконструкция системы постоянно откладывается из-за нехватки инвестиций;
· механизм налогообложения и другие экономические механизмы являются затратными и не стимулируют повышения эффективности;
· основные фонды подотрасли не получили реальной рыночной оценки, приватизация сделала только первые шаги, акции нефтепроводного транспорта не котируются на фондовом рынке, поэтому частные инвестиции в систему практически не поступают;
· другие финансовые источники оказались зажатыми - тариф не окупает затрат подотрасли (он зажат рыночной “равновесной” ценой нефти, которая в свою очередь ограничена ценами на конечные нефтепродукты, уже перевалившие за мировой уровень);
· цены на оборудование и строительно-монтажные работы выросли во много раз больше чем тариф.
Одна из важных проблем состоит в возросшем в связи с резким падением добычи разрывом между пропускной способностью сети и реальным потоком нефти, что приводит к заметному росту удельных издержек на единицу грузооборота. Этот разрыв обусловливает омертвление значительной части капитала (что и является причиной низкой оценки фондов), а высокая концентрация мощностей препятствует адаптации структуры производственных фондов к изменившимся условиям. Нельзя ликвидировать только часть пропускной способности мощного нефтепровода и соответствующуюей долю издержек. Неоходимость сохранения “лишних” мощностей связана не столько с надеждами на рост добычи нефти в будущем, сколько с самой конструкцией сети.
Техническая политика.
АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” традиционно уделяет повышенное внимание проблемам надежности и безопасности магистральных нефтепроводов, что объясняется риском потери достигнутого уровня функционирования нефтепроводов в связи со старением основных фондов и введением более жесткихнорм и экономических санкций со стороны государства, пользователей и местными органами.
Техническая политика Компании связана со стратегической установкой на сохранение долговременного потенциала действующей системы нефтепроводов. Ремонтное обслуживание подчинено требованиям экономии затрат и кардинально изменено за последние пять лет прежде всего за счет комплексного диагностического обследования.
Внутритрубная диагностика является одним из основополагающих направлений реализации Программы технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов АК ”Транснефть” на 1996-1998гг., разработанной с участием АО”Гипротрубопровод”, ИПТЭР, ВНИИОЭНГ по поручению Комиссии по оперативным вопросам при Правительстве России. Программа согласована с Госгортехнадзором и Минприроды России, утверждена Минтпэнерго и одобрена Коллегией Минтопэнерго России, доложена на заседании Правительства России.