Конечно, каждому руководителю хотелось бы иметь высокую управляемость. Так от чего зависит повышение или снижение управляемости? Можно ли ее регулировать?
Управляемость зависит от следующих факторов:
· квалификационный уровень персонала. Чем выше квалификационный уровень работающих, тем выше осознанность их действий, понимание смысла работы и ее целей. Такие работники психологически готовы к выполнению работы, поэтому для их побуждения к труду не требуется слишком много усилий;
· качество управленческих решений. Решение можно считать качественным, если оно обосновано с точки зрения ресурсов, своевременно, подтверждено расчетами или анализом данных. Если решения, принимаемые руководителем, являются обоснованными и работники признают это, то их реакция на указания руководителя, скорее всего, будет позитивной;
· соответствие типа управления ситуации. Это означает, что при осуществлении влияния применяются соответствующие методы управления, реализуется адекватный стиль управления, используются подходящие к случаю методы мотивации работников. В этом случае реакция на управленческие воздействия, скорее всего, будет положительной, что обеспечит высокую управляемость;
· Достаточность полномочий менеджера. Речь идет о возможности влияния на подчиненных не самим фактом занятия должности, а уровнем должностных полномочий, которыми наделяется руководитель. Должностные полномочия руководителя должны быть достаточны для выполнения им своих обязанностей, то есть должно обеспечиваться соответствие между правами и ответственностью руководителя. Только в таком случае может быть обеспечена высокая управляемость. Если же руководитель не имеет права отдавать указания по каким-либо вопросам (или каким-то определенным лицам), то не стоит и ожидать, что его указания будут восприняты;
· доверие к руководителю. Это означает, что работники верят, что все, что делает руководитель правильно, поэтому они заранее соглашаются с его решениями. В результате обеспечивается высокая управляемость;
· социально-психологическая атмосфера в коллективе. Хороший психологический климат приводит к желанию работников поддерживать друг друга и в случае затруднений помогать коллегам в выполнении заданий. Это существенно повышает управляемость.
Содействие и сотрудничество как элементы управляемости
Мы рассмотрели положительную направленность названных факторов. Однако следует иметь в виду, что каждый фактор может действовать как в сторону повышения управляемости, так и в сторону ее снижения. Например, мы говорили о случае, в котором подчиненные имеют высокий профессиональный уровень, принимаемые решения обоснованны, управление осуществляется требуемыми методами, руководитель имеет достаточно полномочий и работники доверяют ему, а социально-психологический климат в коллективе хороший. Но что будет, если эти факторы рассмотреть со знаком «минус». Например, профессиональный уровень подчиненных оставляет желать лучшего, нет доверия к руководителю, и у него недостаточно полномочий для руководства? Очевидно, что в таких условиях руководить значительно труднее и именно потому, что управляемость коллектива ниже.
Если все перечисленные факторы позитивны, то это может иметь следствием содействие руководителю со стороны подчиненных и сотрудничество в трудовом коллективе.
Содействие – это помощь и поддержка действий менеджера, творческое исполнение его замыслов и распоряжений.
Сотрудничество – это стремление работать совместно, делать общее дело, добиваться определенных результатов.
Если в процессе управления наблюдается содействие руководителю со стороны подчиненных, налажена атмосфера сотрудничества, это означает наличие в организации высокой управляемости.