Несколько слов о создании собственной фирмы. Ее смысл - в зарабатывании больших денег. Достигается это вполне обычными методами расширения объема продаж и снижения себестоимости. Тому и другому способствует стандартизация продукта, которая облегчает его продвижение и позволяет использовать дешевый персонал. Если вы выбрали этот путь - забудьте об индивидуальном решении проблем заказчика. Из нейрохирурга вы превратились в аптекаря, который, конечно, зарабатывает на аспирине и делает весьма полезное дело, но - другое дело. Встречаются фирмы, одновременно обслуживающие нескольких VIP-клиентов своими лучшими ресурсами, и предоставляющие остальным "коробочный" продукт. Если им удается побороть искушение продавать "коробку" по цене проекта, они имеют шансы на долгую жизнь, но проблема двойной компетенции, и в консалтинге, и в "конвейере" стоит для них остро. Маленькая фирма из нескольких консультантов ничего не выигрывает в плане дохода у "раскрученного" индивидуала.
Итак, вы - консультант. У вас есть и продукт, и товар, надо как-то поведать о них миру. Не буду останавливаться на прописной истине, что лучший агент продвижения - это благодарный клиент.
Большой интерес всегда вызывает ценообразование на консалтинговые услуги. Для индивидуального консультанта вопрос решается относительно просто. Вы продаете свою компетенцию и добиваетесь множества результатов, но ваш ресурс - время - всегда един. Результат будет зависеть от стартовых условий, и измеряться в различных системах координат. Время, потраченное на заказчика, всегда имеет одну размерность. Следовательно, ваша оплата должна быть привязана ко времени, ваши услуги должны стоить столько, чтобы обеспечивать вам в среднем 60%-ную занятость (надо оставлять ресурс и на продвижение). Т.е. имея поток потенциальных клиентов, вы назначаете цену, ограничивающую этот поток на уровне ваших рабочих возможностей. Когда поток вновь перерастает приемлемые величины, вы просто поднимаете цену.