Характер функций персонала будет изменяться по трем основным путям. Расширение консультативной роли, новый акцент на линейные функции и увеличение роли в разработке и осуществлении корпоративной стратегии.
Первое, традиционная роль отдела персонала как консультанта компании должна увеличиваться с годами; фактически, высшее руководство по управлению человеческими ресурсами все больше и больше требует достоверной информации и обеспечения консультационных услуг высшей пробы по предыдущим рабочим местам. Поскольку фирмы должны справиться с более короткими жизненными циклами изделий, увеличенной конкуренцией и более сложной рабочей силой, консультация эксперта в областях управления ЧР, подобно перепроектированию организаций, контролю отношений, созданию бригад усовершенствования качества и созданию культуры компании, будет пользоваться высоким спросом.
Парадоксально, что в то время как консультативная/руководящая роль отдела персонала будет расширяться, его линейная роль также будет расширяться. Драккер указывает на тот факт, что имеются уже несколько прецендентов, когда отдела персонала исполняют линейные функции. Он отметил, что так было всегда в крупнейших японских фирмах и в армии, где отдел управления ЧР мог заниматься, скажем, укомплектованием персонала более или менее в одностороннем порядке. И "отдел персонала" Ватикана, который выбирает и назначает епископов Католической Церкви, является строго "линейным отделом". Сегодня, даже наиболее престижный и влиятельный Американский отдел человеческих ресурсов в основном только уведомляет и помогает менеджерам линии. Чтобы сделать скачок к более линейно-ориентированной роли, пути укомплектования этих отделов будут, вероятно, также изменяться.
Но, возможно, наиболее поразительным изменением будет возрастающая роль отдела персонала в разработке и осуществлении корпоративной стратегии. Традиционно, корпоративная стратегия - план компании, направленный на сбалансирование внутренних сильных и слабых сторон с внешними возможностями и угрозами, чтобы поддерживать конкурентоспособное преимущество - является работой, прежде всего, оперативных (линейных) менеджеров компании. Так президент компании Х может решать выходить на новые рынки, уменьшать поточные линии или предпринимать пятилетний план финансового сокращения. Он может отойти от вопросов, связанных с персоналом в этом плане (найма и увольнения новых работников, поиска другой фирмы для уволенных работников и т.д.), о которых позаботится отдел персонала. Стратегии все больше используют слияние служащих из различных фирм и компаний, сталкиваются с демографическими изменениями и изменениями рабочей силы. Теперь все более необходимо привлекать отдел персонала на самых ранних стадиях разработки стратегического плана фирмы. Управление человеческими ресурсами буде двигаться от простой реакции до разработчика и воплотителя" стратегии[1].
За последние десятилетия произошли значительные изменения в управлении человеческими ресурсами. Изменились люди: они стали образованнее и более подготовлены к работе и хотят получать от работы и жизни большего. Большая часть кадровых вопросов регулируется законодательством или коллективными договорами между работодателями и трудовым коллективом. Сами организации стали рассматривать сотрудников не только как ценнейший ресурс, но и как основной источник долговременного и устойчивого конкурентного преимущества. Новые технологии оказали и оказывают значительное влияние на способы управления человеческими ресурсами.
Мир сделался теснее, увеличивается занятость в сфере обслуживания и сфере информационных технологий (и сокращается занятость в первичном производстве и обрабатывающей промышленности), все большее число людей работает, не выходя из дома. В связи с интернационализацией экономики растет осознание того, что управление человеческими ресурсами – наиболее культурно-специфичная область управления. Стремительно развиваются концепции человеческого и социального капитала организации. Все эти изменения предоставляют консультантам по управлению человеческими ресурсами широчайшие возможности.