ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Несмотря на растущий интерес, проявляемый в современной экономической литературе к управленческому консалтингу, эта сфера бизнеса остается одной из наиболее закрытых и мало понятных для непрофессионалов. Вопреки кажущейся простоте "производства советов" для управленцев специалистам до сих пор не удается прийти к общему более или менее четкому определению продуктов и даже рамок управленческого консультирования, не говоря уже о том, чтобы оценить его реальную эффективность, то есть соотношение между экономическим эффектом предлагаемых советов и теми гонорарами, которыми они оплачиваются. Тем не менее, крупнейшие промышленные корпорации и финансовые институты мира, которые вряд ли можно упрекнуть в отсутствии здравого смысла или чрезмерной расточительности, ныне ежегодно выделяют десятки миллиардов долларов на услуги внешних консультантов по управлению.
С точки зрения значимости этой специфической сферы бизнеса, пожалуй, еще более важным является то весьма серьезное влияние, которое оказывают профессиональные консультанты на принятие важнейших управленческих решений в корпоративном секторе. Ведь именно владельцы и высшие менеджеры компаний - основные потребители "продукции" консалтинговых фирм. Более того, за последние два десятка лет и высшие государственные чиновники все активнее прибегают к услугам независимых консультационных компаний, тем самым как бы транслируя их влияние уже на уровень государственной экономической политики.
В России стремительное становление и рост консультационного бизнеса были во многом связаны с развертыванием массовой приватизации, а затем с созданием институциональной инфраструктуры рынка и постприватизационной реструктуризацией предприятий. И хотя высказываемые оценки характера влияния профессиональных консультантов на процессы рыночной трансформации в российской экономике со стороны отечественных и зарубежных специалистов весьма различны (а порой диаметрально противоположны), сам существенный уровень этого влияния, пожалуй, никем не ставится под сомнение.[5]
[1] http://vfengec.vbg.ru/econ_lek/04/g9.htm
[2] Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1995.
[3] Тачи М., Деванна М. А. Лидеры реорганизации. Из опыта американских корпораций. - М. Экономика, 1999 г
[4] Концепция управления человеческими ресурсами в организации. Кирьянов А. В.
[5] ЖУРНАЛ «мировая экономика и международные отношения», 2001 №9, стр.3-18