К объективным причинам институционализации менеджмента следует отнести существование в начале XX века общественной потребности в разработке новой управленческой парадигмы, инновационных форм и методов, способствующих профессионализации административной деятельности, в связи с распространением рыночных социально-экономических отношений и технологических нововведений. Кроме того, процесс институционализации происходил одновременно с первыми попытками применения научных методов познания проблем управления и постепенным выделением менеджмента в качестве самостоятельного предмета исследования социологической науки. Особое значение при этом имели результаты Хоторнского эксперимента, которые способствовали активизации исследований, основанных на применении собственно социологических методов познания социальной действительности.
Тем не менее, несмотря на то, что менеджмент в настоящее время является одним из ведущих социальных институтов общества и включен практически во все сферы человеческой практики, многие исследователи склонны полагать, что он "до сих пор не достиг достаточной степени зрелости и в теоретическом, и в эмпирическом аспекте" [3]. Чаще всего, это качество связывается с полидисциплинарностью, которая вызвала информационный взрыв в сфере управления. Информационное перенасыщение менеджмента оказало, как позитивное, так и негативное влияние на его развитие, результатом чего является исчерпывающий охват современными исследованиями основных проблем управления, что способствует возникновению объективных трудностей, связанных с методологическим обобщением научных результатов. Сложившуюся ситуацию в социологии менеджмента, ввиду большого количества концепций, школ, несовместимых друг с другом теорий, начиная с 60-х гг. ХХ в. стали характеризовать как "настоящие джунгли" [4].
Полидисциплинарность менеджмента, таким образом, способствовала перенасыщению его теории, возрастанию вариативности анализа, создавала известные трудности в формировании единого понятийного аппарата социологии менеджмента, общих методологических основ исследования управленческих проблем. Это привело к тому, что единая теория менеджмента не сложилась в законченном виде.
В связи с этим, возможность проведения широкого социологического анализа проблематики менеджмента существует лишь в случае представления его теории с точки зрения действия системы нескольких взаимосвязанных исследовательских подходов, позволяющих рассматривать как институциональные основания менеджмента, так и содержание управленческих процессов, происходящих в его рамках. Современная ситуация характеризуется сосуществованием и взаимодействием нескольких основных аналитических подходов, которые исторически сформировались как теоретические направления исследования различных аспектов функционирования и развития социального института менеджмента, содержания его теории, а также понимания сущности процесса управленческой деятельности. Наибольшее влияние на развитие теории менеджмента уже на протяжении длительного времени оказывают исторический, комплексный, сравнительный, функциональный, технический, политический, критический и практический исследовательские подходы. Современное состояние теории менеджмента характеризуется доминированием системного и ситуационного подходов. Кроме того, наблюдается постепенный отход от функционалистских принципов в сторону процессного управления. Также, в последние десятилетия в связи с возникновением концепции информационного общества, в социологии распространилось понимание менеджмента как информационного процесса.
Каждый из этих подходов приобрел популярность в определенном интеллектуальном и социальном контекстах, отвечая специфическим культурным ценностям и идеологическим предпочтениям. Данные теоретические подходы имеют особое значение для социологии менеджмента, поскольку они обеспечивают конкретизацию предмета исследования и предлагают объяснительные модели для оценки феномена, описание его в категориях той или иной научной традиции. Эти подходы направлены на синтез и дальнейшее развитие разработанных ранее взглядов основных школ управления, а также на создание принципиально новых представлений о менеджменте. Собственно, появление различных управленческих концепций происходило в рамках этих подходов, имеющих не только историческое значение, но также характеризующих особенности современного состояния теории управления.