В чем дело? Почему возникают такие различия? Дело в том, что показатель рыночной капитализации - вещь достаточно субъективная. На нее большое влияние оказывает мнение игроков рынка акций, а для них эффективность компаний не являются решающим фактором. Большое внимание уделяется надежности вложений, а здесь преимущество на стороне компаний имеющих много различных бизнесов - своеобразная «страховка». Но, несмотря на эту специфику, концентрированные компании и по этому показателю сумели показать лучшие результаты.
Заключение
Проведенный анализ, конечно, не претендует на право считаться истиной в последней инстанции, но в рамках выбранной системы критериев возможно единственная интерпретация полученных результатов: быть концентрированной компанией - выгодно! Это дает вам существенные преимущества перед вашими диверсифицированными противниками в конкурентной борьбе. К сожалению, многие российские компании унаследовали логику развития удельного княжества еще с советских времен и неохотно меняют ее, считая достигаемую таким образом относительную независимость от поставщиков очень ценной. Но мир сейчас меняется быстро. Россия - довольно крупный рынок, и когда на него придут международные компании-«тяжеловесы» проблема конкурентных преимуществ будет для наших предприятий проблемой выживания. Уже сейчас это угроза гораздо серьезнее, чем потенциальные срывы поставок контрагентами, боясь которых российские заводы содержат в своем составе все, что только можно, включая собственный колбасный заводик, работающий только на заводскую столовую. (Это не совсем шутка, такое еще встречается). Чтобы выжить и сохранить бизнес нам важно использовать любые доступные преимущества, в том числе и те, которые дает концентрация бизнеса. Так что, если вам скажут, что инструментальный цех или производство товаров народного потребления - жизненно необходимы вашему заводу - задумайтесь - стоят ли приобретаемые удобства риска вытеснения с рынка «концентрированными» конкурентами.