Совершенно очевидно, что современный бизнес - это бизнес крупномасштабный. Характер экономических сделок в настоящее время существенно отличается от того, что было во времена Адама Смита. Вместо того чтобы ехать на фабрику, производящую фургоны, и проверять, не кривое ли дышло, сегодня мы отправляемся к дилеру по автомобилям и покупаем машину, в которой большинство из нас разбирается неважно и насколько хороши шины, в общем-то не знаем. Мы можем несколько просветиться по ряду вопросов, прочитав информацию, публикуемую независимыми организациями, потратившими немало времени на проверку продукции такого рода. Однако на это потребуется дополнительное время и деньги. Короче говоря, в современной экономике существуют издержки по сделке; зачастую это довольно значительные суммы - по сравнению с почти бесплатным совершением сделок во времена Адама Смита.
Изучая эти издержки по сделке, мы познаём особенности современного бизнеса. Экономика издержек по заключению сделок, разработанная, в частности, Оливером Вильямсоном в его трудах "Рынки и иерархии" и "Экономические институты капитализма", помогает лучше понять природу корпоративного капитализма. Oliver Williamson. Markets and Hierarchies: A Study of Internal Organization. New York: Free Press, 1975; The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. New York: Free Press, 1985. Как отмечает Вильямсон, определенные черты сделок наиболее эффективно координируются через иерархические структуры. Корпорации представляют собой иерархические структуры, способные интернационализировать те виды сделок, для которых характерны частота, высокая степень неопределенности и высокая степень специфичности активов. Остальные виды сделок координируются через рыночные операции между экономическими агентами (корпоративными и индивидуальными), иерархически связанными между собой.
Центральным пунктом в моем выступлении является то, что, по сути, мы не сможем понять современный бизнес, если не осознаем, что он представляет собой сочетание рынка и иерархических структур. А потому этика современного бизнеса должна объединять элементы этики рынка и этики иерархических организаций, а современные бизнесмены в конечном итоге должны руководствоваться принципами справедливого управления, взаимовыгодных рыночных операций и корпоративной этики.
Первый постулат свободной рыночной экономики заключается в следующем: рынки эффективны, поскольку рыночные сделки осуществляются в целях получения выгоды. Соответственно ожидается, что рыночные сделки обеспечат разумную выгоду всем участникам. В отличие от этого иерархии строятся на посылке, что те, кто контролирует иерархическую организацию, должны действовать исключительно во благо этой организации и, следовательно, первейшей обязанностью исполнительных должностных лиц корпорации является выполнение долга перед корпоративной организацией.
Ключевым понятием служит сделка. Как мы только что отметили, если сделка (или ряд сделок) является взаимоприемлемой, то подразумевается, что она взаимовыгодна. Со временем бизнес-структуры стали возникать соответственно установкам, которые высшие слои общества рассматривали как приносящие пользу этому обществу. По мере того как бизнес-структуры переставали быть полезными для общества, на смену им приходили более социально ориентированные структуры. Создание современных корпораций и комплексных структур современного бизнеса - это основной пример. Если целью бизнеса является предоставляемая вам возможность стать весьма состоятельным, то суть заключается в том, что общество, в котором вы живете, заинтересовано в том, чтобы вы стали богатым. Это - великая основополагающая истина, о которой Адам Смит говорит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов". Бизнес-структуры и институты возникают в обществе для того, чтобы способствовать его благу. Идея Смита в более широком плане заключалась в том, что во благо общества нужно служить так, чтобы это было и на благо бизнеса. Точно так же, если благополучие бизнеса не идет на пользу обществу, следует изменить структуру бизнеса, с тем чтобы представить более социально выгодный набор стимулов для деловых людей.
¤ ¤ ¤
Рассмотрим шесть бизнес-ситуаций. Каждая из них основывается на ситуациях реального бизнеса, хотя определенные детали носят упрощенный или схематичный характер.
Ситуация А, где А - бухгалтерская структура, заработавшая большие деньги в качестве консультанта и аудитора крупной компании - конгломерата Х в энергетике. Как консультант А давала рекомендации Х по различным вопросам, касающимся бизнеса и бухгалтерских технологий, что позволило Х скрывать значительную часть своих доходов, не показывая их в финансовых отчетах. В качестве аудитора А заверяла инвесторов, что Х - это финансово надежный бизнес. Когда Х обанкротилась, большинство ее служащих лишились не только работы, но и своих пенсионных вкладов. Инвесторы Х сильно пострадали, утратив свой акционерный капитал. И хотя на тот период не было достаточных фактов того, что А сделала что-то противозаконное, однако другие компании не пожелали нанимать А в качестве аудитора, поскольку инвесторы перестали доверять финансовым аудитам А. В итоге А потеряла многие из своих крупных счетов.