Под личностной компетенцией подразумеваются духовная и душевная зрелость, осознание человеком собственных жизненных целей и смысла жизни вообще, понимание себя и других людей, умение уловить нюансы человеческих отношений, понять глубинные мотивы поведения и т. п. Это проявляется в дифференцированности и развитости системы ценностей, которыми руководствуется человек, его способности переносить одиночество, умении устанавливать контакт с другими людьми, уверенности в себе и т. д.
При этом топ может влиять на личностную компетенцию среднего менеджмента, только подписывая приказ о зачислении в штат (ну и, конечно, организуя в компании систему подбора персонала). В любом случае изменить личностную компетенцию вашего сотрудника вы не можете.
Можете только уволить одну личность и заменить ее другой. Есть, конечно, тренинги личностного роста, психотерапевтические группы, но все это длительные процессы, и, что самое главное, топ-менеджер не может повлиять на них.
К коммуникативной компетенции относятся навыки общения с людьми и группами:
- навыки урегулирования конфликтов;
- навыки управления групповыми процессами;
- навыки получения и передачи обратной связи (и информации в целом);
- навыки установления и развития контакта;
- навыки ведения переговоров.
Коммуникативная компетенция важна и для рядовых сотрудников, особенно для тех, кто работает с людьми, так как собственно управленческая деятельность начинается там, где один человек начинает организовывать труд других людей. Коммуникативную компетенцию достаточно легко набрать на тренингах общения.
И, наконец, последний вид компетенции руководителя - организационная. Принято говорить об организаторских способностях, склонностях и т. п. То есть о том, что человеку либо дано, либо нет. А это не совсем правильно, хотя и объяснимо. Дело в том, что организаторские навыки формируются, как правило, стихийно, в подростково-юношеские годы. А вот о школах организаторов, с тех пор как закончились комсомольско-коммунистические времена, нам слышать не приходилось. Оргкомпетенция, помимо навыков организации конкретного мероприятия, включает в себя навыки управления временем, принятия решений, нормирования (т. е. способность четко определять критерии выполнения той или иной работы), регламентирования (т. е. навыки распределения полномочий и ответственности в группе подчиненных) и некоторые другие. Именно оргкомпетенция вместе с коммуникативной и специальной компетенциями позволяют руководителю управлять бизнес-процессами в компании, в то время как личностная и общая - это всего лишь предпосылки, своеобразные внутренние условия для работы.
Император: По-моему, люди, у которых есть все перечисленные выше качества, управляют крупными корпорациями, а не маленькими подразделениями .
Мудрец: Да, и в то же время для успешной работы на уровне среднего звена нужно иметь как минимум средний уровень по каждому виду компетенции. В реальной практике управления чаще встречается такая картина.
Император: А топ-менеджер вообще может как-то повлиять на компетентность своих руководителей подразделений? Сами же говорите, что нужен как минимум средний уровень компетентности, а часто бывает низкий?
Мудрец: Практически на все виды компетенций можно влиять на этапе отбора кадров (при этом для повышения личностной компетенции это единственный способ). Повышение специальной и общей компетенций необходимо постоянно, и это можно делать, создавая условия для любого дополнительного образования (в том числе и самообразования).