З. Не следует высказываться в форме оценок, они не способствуют лучшему взаимопониманию в процессе общения.
4. В ситуациях, которые имели место, старайтесь сосредоточить внимание на поступках недавнего времени, а не далекого прошлого.
5. Следует давать как можно меньше советов. Лучше вы сказывать свои наблюдения, как бы делясь информацией и мыслями с партнерами.
6. Бессмысленно критиковать особенности поведения или личности партнера по общению, на которые нет возможности повлиять.
7. для передачи нужной информации партнеру следует вы брать подходящую ситуацию и адекватную форму ее передачи.
Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимы, зрительного контакта) речь — самое универсальное средство, так как она позволяет точнее всего передать смысл сообщения. Выступление на совещании, заключение договора, посредническая и рекламная деятельность — все это требует красноречия — умения ясно и убедительно выражать свои мысли. Косноязычному трудно сделать карьеру. Особых знаний, умений и навыков требует искусство выступать публично — ораторское искусство. Сообщение оратора обычно вызывает различную реакцию слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие. Безразличие — тоже своего рода реакция. Отклик на свои слова выступающий читает по выражению лиц, позам, репликам. Хороший оратор обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Конечно, делать это непросто. Великий римский оратор Цицерон заметил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Эти слова никогда не утратят актуальности. Знание теории красноречия, изучение психологии людей, постоянная практика выступлений и упорная работа над словом — вот что дает возможность влиять на аудиторию или партнера. Управление и работа над собой. Сильная личность — непременное условие профессионального успеха в сфере управления. С чего начинается работа руководителя или менеджера над собой? Во-первых, с осознания своих сильных и слабых сторон, во-вторых, с преодоления стереотипов сознания, мешающих строить эффективные отношения с людьми. Итак, хороший, «сильный» руководитель:
• обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации, т. е. состояниям, возникающим при столкновении с препятствиями, кажущимися непреодолимыми;
• умеет общаться с людьми;
• способен отказаться от своей точки зрения, если под чиненные докажут, что она не оптимальна;
• обсуждает свои качества, принимает критику, но при этом сохраняет уверенность в себе;
• сдержанно принимает и победы, и поражения;
• энергичен, с высоким уровнем усилий;
• компетентен в проблемах управления;
• любит управлять, организовывать дело;
• умеет вызвать расположение к себе:
• способен видеть изменения и внутри организации и вне ее;
• готов к изменениям;
• способен нести ответственность за принятое решения;
• умеет продуктивно использовать свое время.
В литературе чаще всего выделяют семь типичных управленческих ошибок.
1. Перенос решения на завтра (или вообще на неопределенный срок). В основе этой ошибки могут лежать следующие обстоятельства:
• надежда на то, что вопрос каким-то образом решится сам собой или его решит кто-то другой;
• отсутствие ясного и четкого представления о том, что управленец на самом деле хочет добиться.
Что делать для устранения этой ошибки? Психологи рекомендуют несколько способов, в зависимости от причин, ее вызывающих. Если откладывание происходит в силу того, что у управленца нет ясного понимания своих целей и представления о том, чего же он хочет, то в этом случае хорошо помогают следующие действия:
• письменная формулировка ближайших задач;
• обсуждение проблемы с ближайшими сотрудниками;