Деловые контакты возникают между людьми, которых связывают интересы какого-либо определенного дела. Деловое общение всегда имеет целевую направленность. В отличие от дружеского, деловое общение – это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. Важнейшая особенность делового общения состоит в том, что нужно уметь строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов.
Какие бывают виды делового общения?
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся:
• Приветственная речь.
• Торговая речь (реклама).
• Информационная речь.
• доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
• Деловой разговор — кратковременный контакт, пре имущественно на одну тему.
• деловая беседа — продолжительный обмен сведения ми, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
• Переговоры — обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу.
• Интервью — разговор с журналистом, предназначен ный для печати, радио, телевидения.
• дискуссия.
• Совещание (собрание).
• Пресс-конференция.
• Контактный деловой разговор непосредственный, «живой» диалог.
• Телефонный разговор, исключающий невербальную коммуникацию.
Письменные виды делового общения — это много численные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию выделяются следующие виды общения:
• Материальное — обмен предметами и продуктами деятельности.
• Когнитивное — обмен знаниями.
• Мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
• деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения выделяют четыре вида:
• Непосредственное — осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д
• Опосредованное — связанное с использованием специальных средств и орудий.
• Прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.
• Косвенное осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Что значит владеть культурой делового общения? Под культурой делового общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире. Соответственно, куль тура делового общения предполагает:
1. Высокую коммуникативную культуру, т. е. искусство говорить (в том числе публично) и слушать.
2. Умение объективно воспринимать и правильно пони мать партнера.
З. Умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.
Большое значение имеет ораторское искусство и куль тура речи управленца и руководителя. У руководителя любого ранга, который ежедневно и ежечасно общается с людьми, нет ничего, кроме слова и знания принципов и методов искусства управления. Задача руководителя — создать такие условия, чтобы коллектив трудился с максимальной отдачей. Кажется, что самый простой и понятный способ — разумная система материального вознаграждения. Но оказывается, что действительные побуждения к труду, мотивация деятельности весьма сложны, а временами их вообще бывает трудно определить. Важно понять основные модели мотивации, т. е. способы побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей (собственная мотивация) и для достижения целей организации (корпоративная мотивация).
Руководитель, владеющий ораторским искусством, умеет пользоваться не только активной (моторной) речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, т. е. обладает способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппонента. Докладчик, оратор так же ощущают реакцию аудитории, но их речь, как правило, монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Руководитель же обычно ведет диалог, т. е. работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом отношении — единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на реплики и мимику собеседника.