Организационная диагностика предназначена для выяснения проблем и взаимосвязей между ними.
Это необходимо для оценки качества управления фирмой, в особенности же — для так называемого управления по слабым сигналам. Имеется в виду учет тех проблем и факторов, которые проступают неявно, или их можно выявить, акцентировать лишь соответствующими методами.
Организационная диагностика включает в себя анализ проблем по следующим направлениям.
• диагностическое интервью;
• анализ управленческих решений,
• наблюдение за работой управленческой команды. Здесь представлен отчет, выполненный главным образом по первому из указанных направлений.
По специальной методике было проведено диагностическое интервью с 12 руководящими работниками. Среди прочих результатов, составлен «Список проблем фирмы»1
Список проблем:
1. Подразделения больше работают на себя, чем на фирму.
2.Напряженность в личных отношениях руководителей подразделений мешает их сотрудничеству.
3. Даже нужные и важные решения часто не выполняются, и за это никто не несет ответственности.
4. Несогласованность и непоследовательность управленческих решений на общефирменном уровне.
5. Продавать можем намного больше, но денег на закупки не хватает.
6. Емкость сбытовых каналов сдерживает оборот в конце сезонов.
7. Управление и организация бизнеса не успевают за его ростом.
8. Управленческие решения недостаточно оперативны, опаздывают.
9. Слабая работа по маркетингу привела к серьезным ошибкам в ассортименте.
10. Мы неповоротливы из-за множества бюрократических процедур.
11. Излишний либерализм — легко прощаются серьезные ошибки.
12. Несоблюдение графика поставок во многом вызвано субъективными причинами (низкая ответственность, слабая согласованность и т.д.).
13. Неопределенность в распределении обязанностей приводит к неразберихе.
14. Достижения работников и подразделений редко оцениваются руководством, что снижает их активность.
15. Фирма не имеет четкой стратегии развития, а руководители подразделений — ясных и согласованных ориентиров для своих действий.
16. На фирме не сложилась единая управленческая команда, отсюда разнобой в действиях руководства.
17. Нас подводит качество товара, ибо нет системы контроля за ним.
18. Многие решения не выполняются из-за их слабой подготовленности, обоснованности.
19. Неясно, неконкретно определены функции подразделений, невнятно определены их цели
20. Возможности вспомогательных подразделении отстают от роста фирмы.
21 Информационная закрытость внутри фирмы восполняется слухами и неточностями.
22. Нет культуры делегирования полномочий, слишком многое стянуто наверх.
23. Ситуация на рынке все усложняется, а аналитическая работа с информацией о нем не поставлена.
24. Частая смена сотрудников создает неуверенность и снижает эффективность работы.
25. Неэффективность финансовых потоков, деньги «не работают», «застаиваются».
26. Слабая работа по маркетингу и конкурентам приводит к потере клиентов.
27. Нет гибкой ценовой реакции на динамику продаж.