С помощью Таблицы 3.3 можно определить влияние факторов на уровень затрат на рубль товарной продукции:
§ объема консервной продукции:
0,669558 - 0,669558 = 0 (руб.)
Из этого следует, что объем выпуска консервной продукции не повлиял на затраты на рубль товарной продукции. Интересный факт, так как объем выпуск по пяти консервам вырос на 6,63%, а это в свою очередь не повлияло на затраты на рубль товарной продукции.
0,678777 - 0,669558 = 0,009219 (руб.)
Изменение структуры консервной продукции повысило показатель не намного, всего лишь на 0,9218 копеек или 1 копейку, если округлить.
§ себестоимости единицы продукции:
0,584222 - 0,678777 = - 0,094555 (руб.)
Себестоимость единицы продукции способствовало снижению затрат на 9,5 копеек на единицу консервов. Этот фактор был единственным, который повлиял на снижение затрат на рубль товарной продукции, что и позволило предприятию нарастить выручку от реализации.
§ продажных цен:
0,791519 – 0,584222 = 0,207298 (руб.)
Снижение продажных цен в 2002 году способствовало увеличению показателя затрат на рубль товарной продукции. Данное изменение является очень значительным по сравнению с другими факторами, потому что изменение составило 20,73 копеек на каждый рубль консервной продукции. Следовательно, можно сделать вывод, что руководство не стало поднимать отпускные цены по консервам в 2002 г., а довольствовалось небольшой накруткой. Известно то, что себестоимость единицы продукции снизилась, объем продаж по продукции вырос в натуральном выражении, но не в денежном, а снижение отпускных цен составило около 20% (См. Таблицу 3.1). Это при том, что цены по товарам на рынке стремительно растут, хотя бы из-за одного фактора инфляции.
Осталось произвести сумму факторных оценок повлиявших на изменение затрат на рубль товарной продукции:
0 + 0,009219 + (- 0,094555) + 0,207298 = 0,121961 (руб.)
Как видно сумма затрат на рубль товарной продукции выросла на 12,19 копеек за 2002 г. Это серьезный рост за год и он произошел за счет снижения отпускных цен на консервную продукцию.
Чтобы определить на сколько изменение отпускных цен повлияло на результат выручки проведем следующий расчет.
Таблица 3.4 – Данные расчета выручки с корректировкой на базисные отпускные цены
Вид продукции |
Фактический объем выпуска в 2002 г. |
Цены за продукцию на 2001 г. |
Скорректированная выручка |
1. Камбала натур 1/250 |
195 456,00 |
12,17 |
2 378 699,52 |
2. Сельдь натур 1/250 |
369 704,00 |
11,58 |
4 281 172,32 |
3. Сельдь оригин 1/250 |
315 776,00 |
11,70 |
3 694 579,20 |
4. Сельдь натур с д.м. |
1 312 540,00 |
11,86 |
15 566 724,40 |
5. Сельдь в т/с 1/250 |
100 480,00 |
12,10 |
1 215 808,00 |
Итого |
2 293 956,00 |
27 136 983,44 |