Сфера политики раскрывает многогранность социального мира. Но всегда ли современный человек в силах совладать с политической реальностью? Всегда ли он способен уловить биение пульса живого социального организма? Современный человек нуждается в помощи символических посредников. Журналист - один из таких посредников. Он, будучи участником или свидетелем происходящего, лишенный социальных условностей, способный проходить через стратификационные барьеры, и при этом владеющий искусством рассказчика, раздвигает социальность. В результате общения со СМИ заколдованный мир экономики, политики и культуры в глазах человека наполняется событиями, обретает интригу и персонифицируется. Быть в курсе событий - неотъемлемое качество современного человека.
Вместе с тем человек, стесненный правилами социализации, ограниченный статусной определенностью и обреченный на выбор в границах ролевого набора, ограничен в восприятии социальности. Символические посредники, сами того не желая, тиражируют общепризнанные стереотипы и оценки социальной реальности. Социологический и идеологический образы мышления относятся к числу наиболее распространенных стереотипов.
Последователи социологического мышления акцентируют внимание на социальных инвариантах действий. Ход выборов описывается ими как столкновение полярных социальных сил, оснащенных арсеналом технологических приемов, целью которых является установление контроля за волеизъявлением избирателей, или как схватка между законом и криминалом. СМИ стремятся оказаться над схваткой и демонстрируют нейтральность. Они предоставляют читателю право на собственную оценку событий.
Распространенным в СМИ является и другое направление - идеологический образ осмысления политического. На смену отстраненности и нейтральности приходит позиция, рельефно отражающая предпочтение автора. Идеологическое мышление полемично, открыто для диалога и вызывает ответную реакцию. Ценность и субъективность - вот его преимущества, и они же - его слабости. Стремление превратить читателя в "соратника по борьбе", мобилизовать его на прямое политическое действие порождает реакцию массового отторжения интереса от социальности и сознательного неучастия граждан в политических акциях.
При всей несхожести социологического и идеологического образа мышления их роднит общий пункт - равнодушие к личности. Политика оказывается ареной безымянных социальных сил: "белых" или "желтых" технологий, партий или групп, взаимно отталкивающих друг друга интересов. Ход рассуждений, обезличивающий события, традиционен для современной российской политической прессы.
Результат привычной логики, которой следуют СМИ, очевиден. Живого диалога с собеседником (читателем, радиослушателем или телезрителем) не получается. В отсутствии контакта собеседник оценивает репортажи, очерки, зарисовки скорее как необходимый элемент события, как пропагандистское обеспечение избирательной кампании, и не более того. СМИ воспринимаются олицетворением искусной манипуляции. Тем самым человек отказывается оценивать деятельность СМИ как объективное отражение социальности.
Ответная реакция не заставляет себя долго ждать. Со стороны социальности наблюдается эффект сопротивления. Восприятие социальности оказывается неадекватным не только событию, но и ожиданиям участников, жаждущих оценки личного вклада со стороны окружающих. Вместо заинтересованного отношения со стороны социальных групп, которое, по мнению человека, должно существенно дополнить самоощущения, личностные оценки, эмоциональное восприятие, обнаруживается индифферентность, статичность и отчужденность со стороны социальных институтов. Пробел, конечно, может быть восполнен впоследствии. Но это удел иных цеховых союзов - политологов и историков. Интерпретация, не соответствующая масштабу события и ожиданиям аудитории, порождает "тривиальное чтиво" или "вторичные мифы". В результате социальность ускользает, теряя свою историю.
Необходим поиск новых горизонтов осмысления политического. Ощущается потребность в разработке принципов политического мышления. реальность подсказывает контуры нового способа осмысления политики. Новое отображение политических событий ломает традиционную логику понимания избирательной кампании. Современному избирателю не стоит обращать внимание на результаты политических действий. Для него важнее акт видимости.