Предназначение мультикультурализма состоит в том, чтобы наделить "голосом" безгласные группы. Для Петербурга характерен поиск аутентичных способов выражения мнений, который ведется в рамках таких сфер, как власть/общество, политическая элита/духовная элита, администрация/общественность. В результате одновременно сосуществуют особенные, имеющие собственную историю равноценные политические группы, взаимодействующие только в том случае, если третья сторона угрожает их политическому статусу.
Упор на различия и аутентичность, присущий петербургскому стилю, привел к расширению границ между политическими группами, усилению чувства исключительности, повышению значимости групповых интересов. Лидеров заботит не столько прочность единых политических институтов, сколько четкость различий в тактике и оценке явлений социальной жизни.
Таким образом, если московский стиль можно назвать конкурентным многообразием, то петербургский стиль - параллельным многообразием.
Региональный политический лидер оказывается в непростой ситуации. Накопленный опыт возвращает его к привычным стереотипам социологического или идеологического мышления, в то время как новая конфигурация политических сил подталкивает к иному осмыслению действительности. Петербургские политики, овладевшие командными высотами власти, являются законодателями нового политического стиля. Сможет ли политический лидер регионального масштаба ответить на вызов времени?
Московский стиль, доминировавший в российской политике, диктовал логику конкурентного многообразия. Это выражалось в условиях региона в реализации следующих принципов.
Административный протекционизм. Средствами административного управления необходимо влиять на перераспределение ресурсов в пользу промышленных и финансовых групп, ориентированных на развитие области. Кадровая политика в учреждениях федерального подчинения должна строиться с опорой на коренных забайкальцев.
Публичный лоббизм. При формировании представительных учреждений всех уровней исполнительной власти следует открыто опираться на "губернаторскую партию". Региональная идея должна отождествляться с образом губернатора.
Тактический сепаратизм. Необходимо четко разграничить интересы центра и провинции в отношениях с федеральной властью. В реальных действиях власть должна олицетворять нужды области.
Территориальный историзм. Надлежит создать условия для написания и пропаганды исторической летописи края. Наличие образов, легенд и мифов персонифицирует региональную идею.
Просвещенный провинциализм. Необходимо создать целостную продуктивно функционирующую систему образования, обеспечивающую формирование подрастающего поколения, ориентированного на ценности регионального патриотизма. Ядром гуманитарного образования должна стать новая модель идентификации: "Я - уроженец этих мест, мы - россияне".
Петербургский стиль ориентирован в условиях региона на иные приоритеты.
Исполнительский профессионализм. Региональный лидер должен минимизировать личные политические амбиции и проявить себя как результативный организатор, способный создать благоприятные условия для инвестиционных потоков рационального размещения рабочей силы.
Последовательный центризм. Региональная элита должна органически воспринимать центростремительные ценности, ориентированные на политический ренессанс и этатизацию местных интересов.
Юридический абсолютизм. Организуя жизнь в регионе, корпус чиновников, составляющих костяк административного управления, должен ориентироваться на приоритет федеральных законов по отношению к местному законотворчеству.
Признание культурного образца. Политика в сфере образования и культуры должна строиться в тесной взаимосвязи с деятельностью общенациональных культурных центров.
Естественно, что данные принципы представляют собой лишь контур для целого набора политических действий. Следуя предложенной логике, можно считать, что политический стиль - это образец политического действия. И как таковой он превращается в способ диктата, давления, навязывания - способ осуществления символической власти.