3. Эмиссия корпоративных облигаций
Размещение облигационных займов пока ещё не получило широкого распространения на российском финансовом рынке. Однако, на наш взгляд, в настоящее время корпорации получили возможности для более активного использования этого источника финансирования. Благодаря выпуску облигационных займов корпорация может снизить стоимость финансовых ресурсов по сравнению с банковским кредитом; кроме того, облигации могут быть источником долгосрочных ресурсов.
Кроме выпуска облигаций корпорация может осуществить выпуск краткосрочных векселей, также выступающих в этом случае в роли инструмента привлечения ресурсов. При реализации такого варианта корпорация может не регистрировать эмиссию (выпуск) и уменьшить накладные расходы на ее проведение. Однако объем обеспечиваемого таким образом финансирования будет меньше, чем при эмиссии облигаций.
4. Получение банковских кредитов
Банковский кредит является одним из основных источников формирования оборотных средств корпорации. Он позволяют отчасти решить проблемы с финансированием текущей деятельности, однако получить долгосрочный кредит для реализации имеющихся инвестиционных проектов достаточно трудно.
Для выявления наиболее подходящего и эффективного источника финансирования своей деятельности корпорация может прибегнуть к бизнес-планированию и финансовому анализу.
Бизнес-планирование и финансовый анализ как основа привлечения финансирования
Результатом бизнес-планирования является бизнес-план, который в первую очередь является основой внутрикорпоративного управления, своего рода фундаментом, на котором базируется работа любой корпорации. И далеко не во всех случаях он предназначен для внешнего применения. Однако, как показывает опыт, не все корпорации осознают это и зачастую начинают работать с бизнес-планом в основном в двух случаях: при необходимости получения кредита или поиске инвестора.
При составлении бизнес-плана могут проводиться независимые экспертные опросы, аналитические исследования различных сегментов внутренних и внешних рынков.
Значительное внимание при работе над проектами должно отводиться финансовому анализу с использованием различных методик, соответствующих принципам международного финансового учета и представляющих собой инструментарий комплексного анализа финансового состояния и оценки результатов деятельности корпорации.
Практика бухгалтерского учета и проектного анализа рекомендует опираться в финансовых расчетах на принцип консерватизма. Это означает, что при оценке затрат необходимо использовать верхние значения их прогнозируемого диапазона, а поступлений – нижние. Необходимо отметить, что в бизнес-планировании наибольшую ценность представляют анализ и прогноз ситуации – это те параметры, которые невозможно просчитать, но именно они являются определяющими при разработке бизнес-плана. По своей сути бизнес-план не должен содержать каких-либо глобальных неапробированных нововведений, поскольку это может создать неустойчивость проекта и повысить риски.
Кроме того, как и всякий рабочий инструмент, бизнес-план должен представлять собой адаптируемый к требованиям текущего момента документ: анализ "план - факт" должен порождать обратную связь либо с деятельностью корпорации (если сделано что-то не так, надо вносить коррективы), либо с внесением изменений в бизнес-план, а при необходимости с внесением изменений в производство, затем опять проводится анализ "план - факт" с обратной связью. Регулярная работа по бизнес-плану, постоянная его коррекция, анализ текущей ситуации через призму планирования позволяют наиболее оптимально использовать ресурсы и минимизировать риски. Данная схема работы позволяет добиться устойчивого развития всех бизнесов корпорации.
Не существует каких-либо канонических структур бизнес-плана, скорее он представляет собой совокупность компонентов, необходимых для успешного ведения всех коммерческих процессов или их составных частей. Данные компоненты можно представить в виде объединения нескольких основных блоков: описание корпорации (включая историю, организацию, управление, и т.д.), цели бизнес-проектов и пути их достижения, виды продукции (обзор рынков, конкуренты, препятствия и др.), схема производства, структура финансовых потоков, дополнительные аспекты. В зависимости от задач, поставленных при разработке бизнес-плана, его дальнейшего использования, естественно, происходит исключение определенных блоков и при необходимости акцентирование на том или ином разделе.